https://phillet.hse.ru/issue/feed Философические письма. Русско-европейский диалог 2025-10-10T13:23:13+03:00 Aнна Доронина philletters@hse.ru Open Journal Systems <p>Отечественный электронный журнал, в котором на междисциплинарной основе обсуждаются идеи, концепции и проблемные вопросы в рамках русско-европейского диалога.</p> https://phillet.hse.ru/article/view/28292 Страшный 1918-й 2025-09-20T15:10:41+03:00 Владимир Карлович Кантор wlkantor@hse.ru <p class="p1">В своей статье автор рассматривает одну из тяжелейших эпох для России. Мало того, что только отгремела Первая мировая война — по Европе прошла пандемия испанки, унесшая жизней больше, чем схватки армий, затем в 1918 году по призыву Ленина империалистическую войну русские радикалы превратили в кошмар гражданской, а западные страны, как всегда, мечтали оторвать от России некий кусок территорий. В начавшемся переделе мира ослабевшая Россия явно проигрывала. Один из лучших романов об этой эпохе — «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Гражданскую войну герои переживают в Киеве. Киев перед революцией, да и в первые годы после, был одной из интеллектуальных столиц России, откуда вышли крупнейшие русские мыслители и писатели. Начиная с марта 1917-го по июнь 1920 года власть в городе поменялась четырнадцать раз. Некоторые из тогдашних киевских переворотов были относительно бескровными, другие же стоили жизни немалому числу киевлян. Чехарда сменявшихся с 1917 года правителей — большевики, националисты, немцы, поляки, петлюровцы — была своеобразным мини- Армагеддоном. «Армагеддоном» назвал свою книгу 1918 года Марк Алданов. В статье рассматриваются и другие смыслово очень важные произведения этого года — «Двенадцать» Блока, «Мистерия-буфф» Маяковского и «Апокалипсис нашего времени» Василия Розанова. Именно эти тексты дают представление о том времени. Автор показывает, как русская культура осмысляла тот ужас, что выпал на ее долю.</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28294 О Сократе — жизне-мысль (1994) 2025-09-20T16:16:32+03:00 Георгий Дмитриевич Гачев a-gacheva@yandex.ru Анастасия Георгиевна Гачева a-gacheva@yandex.ru <p>Комментированная публикация этюда Георгия Гачева о Сократе, предназначавшегося для одноименного юношеского журнала. В предисловии и комментариях рассматривается гачевский принцип жизнемыш-ления, воссоздается атмосфера деревенской жизни философа, проводится параллель между текстом о Сократе и написанными в деревне Новоселки книгами «Осень с Кантом» и «Зимой с Декартом».</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28295 Георгий Гачев как историк русской мысли 2025-09-20T16:23:12+03:00 Виктор Владимирович Грановский philosophus@rambler.ru <p><span class="font7">В статье впервые предпринята попытка представить Георгия Дмитриевича Гачева как историка русской мысли (по двум изданиям книги «Русская Дума») и охарактеризовать его метод историко-философского обозрения. Гачев рассматривает русскую мысль сквозь свою натурфилософскую («космософскую») концепцию Космо-Психо-Логоса. В связи с этим он выступает как критик историософских концепций российской судьбы. Концептуально важен тезис Гачева о вызревании русской мысли не из конструирования понятий (как на Западе), а из полемико-критической эмоциональности, что обусловливает принципиальную незаконченность русского дискурса. Гачев прочитывает наследие русского религиозного идеализма XIX-XX веков в определенной исторической ситуации, после чудом случившегося в России «пробуждения от морока единозвучия» (выражение из очерка о М. М. Бахтине). При </span>критической ревизии советской истории, состоявшейся в период перестройки, Гачев высказывает идейную солидарность с авторами сборника «Из глубины»&nbsp;(главными пассажирами «философского парохода»), особенно в диагностике&nbsp;отрицательных черт русского характера, навлекших на Россию революцию&nbsp;1917 года.</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28297 Земледелие как форма «жизнемысли» в философии Георгия Гачева 2025-09-20T16:28:10+03:00 Дарья Павловна Козолупенко petrovich.tr@gmail.com <p><span class="font8">Статья посвящена изучению своеобразия исследовательского подхода Георгия Дмитриевича Гачева. Автор рассматривает метод «привлеченного мышления» и концепт «жизнемысли» в его философии. Вводится предположение о том, что по ряду параметров философская позиция Гачева перекликается с мифопоэтическим мировосприятием, и в особенности — с характерным для него принципом «участного внимания». Как одна из форм «жизнемысли» отдельно разбирается понимание земледелия, рассматриваемого в данной традиции не только и не столько как тип хозяйствования, сколько как определенная метафизическая идея. Выводы Гачева относительно сущности земледелия как формы «жизнемысли» подкрепляются свидетельствами и доводами из работ специалистов, изучающих особенности мировосприятия и с</span><span class="font8">оциального строя мифопоэтических земледельческих обществ (Б. Дэвидсона, А. Л. Топоркова, М. Элиаде). В заключение работы проводятся параллели между ролью одной из центральных «жизнемыслей» Гачева в общем контексте его жизни и выработанной им концепцией межкультурной коммуникации.</span></p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28298 Отдельный человек и счастье — доминанты теории искусства Г. Д. Гачева 2025-09-20T16:43:28+03:00 Наталья Николаевна Смирнова nnsmirnova@mail.ru <p><span class="font11">В статье рассматривается основание теории искусства Г. Д. Гачева — субъективное, личностное, единичное как порождающее начало мысли, в противоположность известной модели безличного текста культуры, вошедшей в обиход позднесоветской гуманитаристики и до сих пор влияющей на понимание закономерностей в истории культуры. Теория искусства&nbsp;Гачева начинается с осмысления единичного и к нему же приходит как к высшей гармонии. Доминантные понятия такой теории искусства — отдельный&nbsp;человек и счастье — координаты, в которых ученый рассматривает движение&nbsp;эстетической мысли. В научной картине мира Гачева первостепенное значение имеет личность исследователя литературы и культуры, его способность к&nbsp;художественной интуиции. Особое внимание уделяется гачевскому понима</span><span class="font11">нию мысли in statu nascendi, ее возникновению под влиянием художественных миров и со-ответствия им. Намечена связь идей Гачева с самыми разными традициями осмысления проблемы истока художественного творения в&nbsp;1920-1930-е и 1950-е годы (Я. Л. Морено, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Рассматривается проблема художественного творения в его изначальном окружении и&nbsp;в ситуации извлечения из него, ситуации, в которой творение превращается в&nbsp;вещь. Г. Д. Гачев исследовал национальные образы мира in statu nascendi, при&nbsp;этом видел движение культур разных народов к единой судьбе, к «неминуемому», формулируя теорию ускоренного развития. Мысль Гачева развивалась&nbsp;в диалоге с читателем-собеседником и в непосредственной связи с повседневным бытием, в согласии с которым, по мнению ученого, только и возможно&nbsp;подлинное теоретическое усмотрение.</span></p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28299 За пределами расстояний: обмен письмами между Альбертом Швейцером и итальянской отшельницей 2025-09-20T16:53:24+03:00 Джованни Пирари dpirari@hse.ru <p><span class="font8">Родившийся в Эльзасе, Альбер Швейцер географически и культурно находился на стыке различных религиозных конфессий. Его кузина стала матерью Жан-Поля Сартра, а в церкви, где проповедовал его отец,&nbsp;лютеранский пастор, сосуществовали католические и протестантские обряды.&nbsp;Сам Швейцер писал: «Из этой церкви, открытой для обоих обрядов, я извлек&nbsp;великий жизненный урок: примирение&nbsp;</span><span class="font6">(</span><span class="font8">...</span><span class="font6">)</span><span class="font8">. Различия между церквями обречены исчезнуть. Еще в детстве я находил прекрасным, что на нашей земле католики и протестанты праздновали свои праздники в одном храме». Это отношение также отражено в его переписке с Марией ди Кампелло — итальян</span><span class="font8">ской монахиней и основательницей Общины сестер францисканского скита&nbsp;Кампелло-суль-Клитунно. Альберт и Мария никогда не встречались лично, но&nbsp;их переписка является драгоценным свидетельством духовного призвания,&nbsp;стремящегося преодолеть конфессиональные, культурные и национальные&nbsp;границы, объединить больницу Швейцера в Экваториальной Африке с небольшим скитом, сокрытым в самом сердце Умбрии в 1950-х годах. Это стало&nbsp;возможным благодаря их общим убеждениям: благоговению перед жизнью,&nbsp;заботе обо всех живых существах и религиозности, выражаемой через любовь&nbsp;к творению . Это было сутью мыслей и творчества Швейцера .</span></p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28300 «Воля к жизни среди всеобщей воли к жизни»: Альберт Швейцер о связи мышления и культуры 2025-09-20T16:58:42+03:00 Маргарита Алексеевна Пилюгина infinitatis@gmail.com <p><span class="font6">Статья посвящена анализу концепции философии культуры Альберта Швейцера. Понимая культуру как движение к совершенствованию и прогрессу, философ отмечает различие в проявлениях самого прогресса и его значимости в познании, социальной и внутренней (личной) сферах. Он является не только закономерным процессом, но и отражением принятого способа мышления, на основании которого формируется мировоззрение. Историкофилософское исследование общества и анализ его кризисного состояния приводят к выводу, что духовная составляющая является основообразующей — она обеспечивает непосредственное понимание жизни, определяет этические </span><span class="font6">идеалы и способ взаимодействия человека с миром. Оторванность мышления,&nbsp;которая выражается в познании исключительно внешнего мира и ослеплении научно-технологическим развитием, оказывает негативное влияние на&nbsp;систему социальных, политических, экономических, личных отношений, ценностей и на возможности реализации способностей — от индивидуальных до&nbsp;общечеловеческих. Движение к цельной культуре возможно через обновление мышления, которое Швейцер определяет как элементарное. Основанное&nbsp;на идее благоговения перед жизнью, оно способствует самосовершенствованию личности, а также свободе и ответственности в принятии решений. Его&nbsp;укрепление и распространение возможны через практическое и деятельное&nbsp;участие и внутреннее принятие ценности жизни, этичного и гуманистического чувства и формирование нового типа отношений.</span></p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28301 Завет, миссия и Царство Небесное: о трех измерениях идеи Святой Руси 2025-09-20T17:07:11+03:00 Ван Шуай wsnajia@pku.edu.cn <p><span class="font6">В статье рассматривается понятие «Святая Русь» в контексте религиозной мысли. На основе «Повести временных лет», «Галицко-Волын-ской летописи», «Новгородской первой летописи», литературных памятников «Слово о Законе и Благодати», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщи-на», «Казанская история», а также религиозно-философских произведений XIX века и первой половины XX века автор статьи предполагает, что идея Святой Руси постоянно интерпретируется и обогащается в разные исторические периоды новыми концепциями, такими как «Русская земля», «Москва — Третий Рим», «Русская идея», «православное цивилизационное пространство». Идея Святой Руси в целом развивается в трех измерениях, которые воплощают в себе мессианство завета, мессианство миссии и Царство Небесное. 1) Центростремительное измерение — это измерение, подтверждающее самоидентичность через заключение и сохранение завета. В этом смысле Святая Русь, </span><span class="font6">с одной стороны, совпадает с понятием «Русская земля» в исторических документах X-XV веков, с другой же — перекликается с православным цивилизационным пространством в современное время. 2) В религиозном контексте&nbsp;измерение миссии проявляется как создание идеального христианского/пра-вославного мира. Концепция «Москва — Третий Рим» XVI века вначале выразила идеал Святой Руси, а религиозные философы XIX века и первой половины XX века с точки зрения богословия и философии углубили христианскую&nbsp;и всемирную составляющую в концепции «Третий Рим». 3) Трансцендентное&nbsp;измерение относится к конечному стремлению за пределы времени и истории — Царству Небесному. В этом измерении идея Святой Руси и Русская идея&nbsp;сходятся воедино.</span></p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28302 «Maccary». Загадочная пропись в рабочей тетради Ф. М. Достоевского 1869-1870 годов 2025-09-20T17:16:03+03:00 Константин Абрекович Баршт konstantin_barsht@pushdom.ru Ирис Уччелло iris.uccello@univr.it <p>В статье представлен ряд версий, проясняющих появление в записной тетради Ф. М. Достоевского 1869-1870 годов каллиграфической прописи «Maccary», сделанной, вероятно, 8/20 декабря 1870 года в ходе размышлений над планом романа «Житие великого грешника», задуманного как серия&nbsp;произведений, объединенных общим сюжетом. Рассматривается несколько&nbsp;возможных гипотез — аллюзия на цикл «Ругон-Маккары» Э. Золя, упоминание&nbsp;итальянского художника Чезаре Маккари, американского богослова Вильяма&nbsp;Маккари, арабского ученого XVI века Ахмада ибн Мухаммад аль-Маккари, а&nbsp;также доктора Анже (Анджело) Маккари, автора монументального труда по&nbsp;диагностике и лечению истерии, трактовавшейся в этот период времени как&nbsp;психическое заболевание, родственное эпилепсии. Как известно, писатель&nbsp;всю жизнь страдал от этого заболевания, весьма интересовался данной темой,&nbsp;в молодые годы активно читал и комментировал медицинскую литературу из&nbsp;библиотеки своего близкого друга и лечащего врача С. Д. Яновского. В своем&nbsp;творчестве писатель широко пользовался медицинским термином «истерия»,&nbsp;которым в соответствии с представлениями медицинской науки первой половины XIX века определялся широкий круг психических заболеваний, а также&nbsp;описывал симптомы тяжелых нервных расстройств своих персонажей с несомненным знанием характерных симптомов стенического и астенического&nbsp;вариантов этой болезни. В статье проводится анализ работы А. Маккари с выяснением возможного круга аллюзивных связей этого труда с рядом эпизодов&nbsp;произведений писателя — повести «Вечный муж», романов «Преступление и&nbsp;наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28303 Предисловие к переводу рецензии Д. И. Чижевского 2025-10-10T13:22:27+03:00 Николай Викторович Рябчинский nryabchinskii@hse.ru <p><span class="font5">Вниманию читателя предлагается перевод рецензии философа и филолога-слависта Дмитрия Ивановича Чижевского (1894-1977) на вышедшую в 1931 году работу Н. А. Бердяева «О самоубийстве». Данная рецензия была опубликована в том же году во львовском журнале «Дзвони» на украинском языке и до сих пор относилась к числу работ Чижевского, которые прежде не переводились на русский язык. В силу этого она оставалась практически незнакома широкому кругу отечественных исследователей. Сама рецензия тематически структурирована по абзацам следующим образом. В первом абзаце Чижевский обрисовывает свое видение Бердяева как философа, а также специфику его философского подхода в русской и европейской философской традиции. Во втором абзаце Чижевский представляет самоубийство, с одной стороны, как «злободневное» явление в СССР, а с другой — как насущную проблему в современном философском дискурсе. В последующих трех абзацах, составляющих непосредственно центральную часть рецензии, Чижевский кра</span>тко, но достаточно подробно рассматривает специфичное видение проблемы самоубийства самим Бердяевым как христианским мыслителем. Наконец, в&nbsp;последнем абзаце Чижевский предлагает несколько расширить интерпретацию Бердяева, сдвинув взгляд с сугубо психологически-индивидуального&nbsp;аспекта проблемы самоубийства на ее широкий культурный контекст. Особую&nbsp;роль в философском осмыслении проблемы самоубийства Чижевский отводит&nbsp;М. Хайдеггеру, который в рецензии назван самым выдающимся мыслителем&nbsp;современности. Таким образом, рецензия Чижевского охватывает довольно&nbsp;обширный контекст проблемы самоубийства в философском дискурсе своего&nbsp;времени и с этой точки зрения может представлять особый интерес не только&nbsp;для чижевсковедов, но и для самого широкого круга исследователей. Перевод&nbsp;приурочен к 130-летию со дня рождения Чижевского и 150-летию со дня рождения Бердяева, которые отмечались в 2024 году.</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28308 Николай Бердяев. О самоубийстве 2025-10-10T13:23:13+03:00 Дмитрий Иванович Чижевский nryabchinskii@hse.ru Николай Викторович Рябчинский nryabchinskii@hse.ru <p>Публикация, перевод с украинского, комментарии Н. В. Рябчинского</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28310 Предисловие к републикации статьи И. И. Лапшина «Мистический рационализм проф. С. Л. Франка» 2025-09-20T18:29:32+03:00 Александр Леонович Беграмбеков Alexanderbegram@gmail.com <p><span class="font7">Предисловие к републикации статьи И. И. Лапшина «Мистический рационализм проф. С. Л. Франка» (1922) содержит историографический анализ критики Лапшина в свете ее интерпретации, представленной в предисловии к полному собранию сочинений Франка (2023). Проводится сопоставление критики метафизики у Лапшина с подходами советских философов (И. К. Луппол, Г. К. Баммель). Оспаривается мнение, согласно которому статья Лапшина остается на периферии исследовательского интереса из-за ее предполагаемого сходства с официальной марксистской критикой. Детально разбираются основные претензии Лапшина к философской системе Франка, подчеркнутые в полном собрании сочинений: обвинение в «высокомерии» по отношению к эмпиризму, в допущении аффицирования сознания «вещью в себе», в «смешении транссубъективного и трансцендентного», а также в </span><span class="font7">«философском партикуляризме». Важным аргументом данного исследования является демаркация между философской полемикой и обстоятельствами высылки: решение о депортации Франка мотивировалось его «политической неблагонадежностью» в глазах советской власти, а не содержанием его философских взглядов или критикой метафизики со стороны Лапшина. Подтверждается идеологическая нейтральность работы Лапшина. В заключение обосновывается значимость статьи Лапшина для современных исследований философии Франка. Подчеркивается, что изучение подобных интеллектуальных дискуссий необходимо для понимания динамики русской мысли начала XX века, поскольку критика зачастую играла конструктивную роль в формировании идей. Результаты исследования представляют ценность как для историков русской философии, занимающихся 1920-ми годами, так и для специалистов по истории русской интеллектуальной культуры в целом.</span></p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28311 Мистический рационализм проф. С. Л. Франка 2025-09-20T18:34:09+03:00 Иван Иванович Лапшин Alexanderbegram@gmail.com Александр Леонович Беграмбеков Alexanderbegram@gmail.com <p>Републикация</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28312 «Человек обречен на испытания историей...» 2025-09-21T11:50:38+03:00 Антон Олегович Кондратенко aokondratenko@edu.hse.ru <p>Рецензия на книгу.</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/28313 Зеркало Гутенберга 2025-09-21T11:51:53+03:00 -- - wlkantor@hse.ru <p>Зеркало Гутенберга</p> 2025-09-20T00:00:00+03:00 Copyright (c)