Философические письма. Русско-европейский диалог https://phillet.hse.ru/ <p>Отечественный электронный журнал, в котором на междисциплинарной основе обсуждаются идеи, концепции и проблемные вопросы в рамках русско-европейского диалога.</p> ru-RU philletters@hse.ru (Aнна Доронина) adoronina@hse.ru (Доронина Анна Александровна) Mon, 18 Mar 2024 23:00:18 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Герцен: сочинение революционной ситуации в России https://phillet.hse.ru/article/view/20904 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Основная идея статьи — анализ творчества и судьбы русского мыслителя Александра Ивановича Герцена (1812–1870), посвятившего свою жизнь борьбе с русской империей. Автор выстраивает цепь событий: от «аннибаловой клятвы» юных Герцена и Огарева (1827), замечая, что карфагенянин Ганнибал клялся разрушить враждебное государство, русские же подростки посвятили себя разрушению своей империи. Затем развитию бакунинского кредо в 1847 году: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!» и практическим действиями уже Лондоне, где Герцен организовал Вольную русскую типографию. Главный тезис автора — в сравнении «с другого берега» Герцену хорошо была видна слабость Российской империи, что он отчетливо сформулировал в книге о развитии революционных идей (1852). Но проблема этого времени состояла в том, что таких идей еще не было. Их придумал и обратил в текст Герцен. Оппозиционность самодержавию образованных людей он превращает в напор революционной воли («призыв к топору», жертвенности молодых революционеров и т. п.). Клятва молодости Герцена осталась на страницах «Колокола» и в его текстах. Молодые разрушители-бесы ответили на его идеи созданием революционных обществ, прокламациями и призывами к реальному действию против власти, убийствами и проч. В письмах «К старому товарищу» (1869) Герцен сочиняет нечто вроде завещания, наполненного трагическими фразами в защиту норм социальной жизни. Это — заклинание, обращенное к бесам, призыв к цивилизованности. Но прежде всего это отречение от себя прежнего: «Дальше я не пойду теперь». Нечаев, узнав о последнем тексте Герцена, на бланке «Народная расправа» отправил Н. А. Тучковой-Огаревой и сыну Герцена письмо с угрозами и требованием не печатать этого текста. Семья Герцена поступила мужественно и текст опубликовала. Автор приходит к выводу, что именно Герцен своими идеями инициировал движение молодых радикалов, которые от его слов перешли к кровавым действиям.</p> </div> </div> </div> </div> Кантор Владимир Карлович Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20904 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 О "последнем Бердяеве". К вопросу о патриотизме https://phillet.hse.ru/article/view/20905 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Среди многочисленных и разноречивых свидетельств, с возможной полнотой выявляющих позицию писателей и философов русского зарубежья по отношению к результатам Победы СССР в Великой Отечественной войне, нельзя не упомянуть идейно-политический конфликт, случившийся вокруг Н. А. Бердяева по поводу возникшего феномена «советских патриотов», просоветских настроений в эмигрантской среде. На первый план вышел спор о русском и советском патриотизме, о том, который из них более значим, мог быть принят эмигрантами или отвергнут, как соотносится национальное и универсальное в объеме этого понятия. Последние годы жизни Бердяева, его политическое, философское, религиозное самоопределение после Великой Отечественной войны по отношению к России (Советскому Союзу) весьма показательны для судеб русского рассеяния и связаны с нашими сегодняшними интуициями об истории и судьбе страны. Позиция «последнего Бердяева», ее сложность и противоречивость, в статье представлена в трех взаимодополняющих оценках его убеждений послевоенных лет (Б. К. Зайцев, С. Л. Франк, архиепископ Иоанн Шаховской), в контексте исторических событий 1945–1947 годов.</p> </div> </div> </div> </div> Гапоненков Алексей Алексеевич Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20905 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 А. С. Пушкин и кризис культуры: к вопросу о рецепции Гёте в творчестве Пушкина https://phillet.hse.ru/article/view/20906 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматривается рецепция Гёте в творчестве Пушкина периода первой Болдинской осени. Новизна статьи заключается в том, что в контексте интеллектуального диалога Пушкина с Гёте именно 1830 год остался неизученным. В этой связи автор ставит перед собой цель зафиксировать трансформацию гётеанских сюжетов в первую Болдинскую осень. Статья актуальна тем, что главной темой, сблизившей творчество немецкого и русского классиков, является кризис европейской культуры как таковой, с последствиями которого мы сталкиваемся и сегодня. Именно на проблеме культуры, как ее видели два гения, заострил внимание автор.</p> </div> </div> </div> </div> Ренард Тимурович Девликамов Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20906 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Вольтеровское кресло. Об источнике и подтекстах рассказа Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» https://phillet.hse.ru/article/view/20907 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматривается аллюзивный план и история созда- ния рассказа Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» (1877). Особое внимание уделяется анализу сюжетной преемственности этого произведения от «Мемнона» и «Микромегаса» Вольтера, многие компоненты которых связаны прямой аллюзивной или скрытой криптографической связями с рассказом Достоевского. Обнаруживаются цитаты и реминисценции, выдвигается версия, согласно которой «Сон смешного человека» был задуман писателем в 1869 году. Анализируется связь идеологии этого произведения с развиваемой на протяжении 1860–1870-х годов «органической философией», сформировавшейся в первоначальном виде в редакциях журналов «Время» и «Эпоха» (1861–1865), в которой оказались соединены в одно целое религиозный интуитивизм старших славянофилов, «органическая критика» А. А. Григорьева, идея о «цельности и единстве мироздания» Н. Н. Страхова и литературно-философские эксперименты в виде своеобразной версии мениппеи («пробы» философской концепции в ее прагматической реализации в реальной действительности) в художественной практике Ф. М. Достоевского.</p> </div> </div> </div> </div> Баршт Константин Абрекович Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20907 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Крымская война, увиденная из «имения при большой дороге» (Очерки и письма Н. С. Соханской) https://phillet.hse.ru/article/view/20909 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматривается малоизвестный пример женско- го взгляда на войну — отклики на события Крымской войны в очерках, рассказе и письмах Н. С. Соханской (1823–1884), с 1856 года пользовавшейся литературным псевдонимом Кохановская. Это и непосредственные наблюдения писательницы, жившей на степном хуторе в Харьковской губернии, которые нашли отражение в небольшом цикле «Писем из Малороссии», и мемориальный цикл «севастопольских впечатлений», созданный перед самой Русско-турецкой войной 1877–1878 годов и оказывающийся как нельзя более актуальным в наши дни. Интересный материал представляют записанные Соханской слагавшиеся в народе своего рода стихотворные «фельетоны», высмеивающие противника. Основная задача статьи — проследить, как менялось, углубляясь и «прирастая смыслами», восприятие войны как мученического подвига.</p> </div> </div> </div> </div> Ольга Леонидовна Фетисенко Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20909 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Мифологемы христианства и философия сознания https://phillet.hse.ru/article/view/20911 <div class="page" title="Page 2"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье автор обосновывает возможность интерпретации и переосмысления некоторых существенных мифологем христианства. Для этого он предлагает рассматривать их в свете современной философии сознания, согласно которой человек сознает и познает мир, находясь внутри него, в его составе, и следовательно, онтологически укоренен в нем и как бы «распят» между миром эмпирическим и миром трансцендентальным. Сам наш мир содержит некоторые условия для своего познания, которые сами условий не имеют. Об их существовании свидетельствуют только их воздействия; они выступают просто как сверхприродная данность. Поэтому без представления о сверхъестественном не может быть адекватного осмысления феномена «человек», так как это говорящее существо очевидно не исчерпывается своей природной стороной. Традиционная христианская мифология, основанная на представлениях о сверхъестественном, возникла стихийно. Мифология же нашего времени не может не иметь искусственное происхождение. Она должна быть рационально осознана именно как мифология. Предлагая возможное адекватное времени толкование мифологем христианства, автор считает, что вместе с тем оно способно претендовать на статус надконфессионального, универсального миросозерцания. Это равнозначно востребованию его тринитарных смыслов, которые до сих пор оставались в целом нераскрытыми. Надконфессиональность миросозерцания подразумевает, что на христианских нравственных ценностях должна основываться и социальность, что человек не должен ограничиваться задачей личного спасения. А это также означает участие в сохранении и воспроизведении свободной социальности — цивилизации.</p> </div> </div> </div> Григорий Сергеевич Киселев Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20911 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Мир как театр в философской прозе А. Ф. Лосева и С. Д. Кржижановского https://phillet.hse.ru/article/view/20912 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Статья посвящена рассмотрению философии театра двух русских мыслителей — Алексея Федоровича Лосева и Сигизмунда Доминиковича Кржижановского. В частности, разбираются представления этих мыслителей о мире как театре, выраженные в их философской прозе, с привлечением широкого контекстуального материала, дающего общее понимание философско-театральной проблематики начала 1900-х годов. В центре внимания — рассказ А. Ф. Лосева «Театрал» и художественно-философский трактат С. Д. Кржижановского «Философема о театре», где высказаны основные положения их философии театра. Объединяющим элементом для обоих мыслителей оказывается идея мира как театра, которая, однако, преломляется в их работах в разные образы (концепты) театра. Применительно к рассказу Лосева можно выделить четыре таких образа: театр-школа, театр-зрелище, театр-балаган, «театр-концлагерь». В концепции Кржижановского четко видны три образа театра как мира: театр бытия, театр быта, театр «бы». На основании философского анализа работ Лосева и Кржижановского делается вывод о разном онтологическом статусе предлагаемых ими образов театра: каждый образ театра предполагает особую универсальность и особую картину мира. Кроме того, объединяющим аспектом представлений о мире как театре у Лосева и Кржижановского может служить их театральный антропологизм — попытка связать разные образы театра с природой человека и с персонологической проблематикой в русской философии. Таким образом, в статье освещена малоизученная сторона наследия двух русских мыслителей, которые создали разные концепции театра как мира, объединенные универсализмом, антропологизмом и иерархичностью.</p> </div> </div> </div> </div> Николай Александрович Червяков Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20912 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Северная идентичность Германии как научная проблема https://phillet.hse.ru/article/view/20913 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье исследуется проблема северной идентичности нем- цев, доказывается ее уместность и релевантность. В осознании принадлежности к нордическим народностям может лежать корень решения проблемы кризиса национального самосознания, который развился после поражения Германии во Второй мировой войне — вследствие разделения страны на зоны оккупации и формирования комплексов и табу из-за так называемой «немецкой вины». В данный момент Германия испытывает на себе условный разрыв между Западом и Востоком, а на ментальных картах относится к Центральной Европе. При этом нордизм, который считается чертой исключительно Cкандинавских стран, является ключевым понятием для окончательного культурного и морального воссоединения немецкого народа, так как корни его идентичности лежат именно на Севере. Для изучения северности немцев привлекаются древние литературные источники, а также этимологические материалы — свидетельства о происхождении самоназвания немецкой нации (этнохоронима). Рассматриваются различные интерпретации праиндоевропейского корня в составе первоначального самоназвания нации, от которого произошло современное слово «Deutsche». Среди критериев северности выделяются: ощущение морской стихии как родного пространства, «дружинность», ряд ценностей и личностных ориентиров, присущих северным народам, которые особо подчеркиваются в национальном фольклоре. Кроме того, в древних литературных источниках Скандинавских стран и Германии обнаруживаются сюжетные совпадения. Среди критериев северности выделяется также развитая грамотность на территории Германии. В статье анализируются некоторые рунические надписи с точки зрения свидетельства о письменности на севере страны.</p> </div> </div> </div> </div> Алёна Александровна Филоненко Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20913 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Между Гитлером и СССР: война и доктрина тоталитаризма. Три новых текста Ивана Ильина 1940–1941 годов https://phillet.hse.ru/article/view/20914 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Сначала на Западе и в прессе русской эмиграции звучал вос- торг от «Мюнхенского сговора» осенью 1938 года между Англией и Франци- ей — и Гитлером и Муссолини. Дорога Гитлера на СССР была открыта. Затем восторженных постигло разочарование — в августе 1939 года был заключен меж Германией и СССР «Пакт Молотова — Риббентропа», а в сентябре началась мировая война, в которой мюнхенские стороны стали врагами. Русская эмигрантская пресса вновь критически заговорила о «тоталитарных» СССР, Германии и Италии. И вот наш герой из Швейцарии пишет трактаты против тоталитарной угрозы в современной Европе и публикует их в Югославии. Это был русский философ, политический мыслитель и публицист Иван Александрович Ильин (1883–1954).</p> </div> </div> </div> </div> Модест Алексеевич Колеров Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20914 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Голос войны https://phillet.hse.ru/article/view/20915 <p>Архивные материалы.</p> Иван Александрович Ильин Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20915 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Азбука бытия https://phillet.hse.ru/article/view/20916 <p>Архивные материалы.</p> Иван Александрович Ильин Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20916 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Рождество Христово https://phillet.hse.ru/article/view/20917 <p>Архивные материалы.</p> Иван Александрович Ильин Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20917 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Когнитивная герменевтика музыкальных образов как невербальных текстов https://phillet.hse.ru/article/view/20918 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматривается проблема понимания музыкального образа как невербального текста, анализируется специфика символизма музыкального образа, а также очерчиваются возможные пути приближения к его смыслу. Отношение к музыкальному образу как невербальному звучащему тексту основывается на том, что без намеренной и осознанной как замысел не может возникнуть цельной картины образа, в которой каждый элемент занимает свое законное место. Образ как некая зафиксированная и законченная автором мысль, как звучащий текст становится способен к трансляции, прочтению/прослушиванию, пониманию и интерпретации. Герменевтика дает возможность и способствует более глубокому пониманию музыкального произведения, постижения его скрытого смысла, а благодаря когнитивной герменевтике актуальным становится поиск наиболее эффективных методов интерпретации смысла музыкальных образов как невербальных звучащих текстов. Когнитивная герменевтика музыкального образа способствует выявлению знания, передающегося посредством данного образа, вскрывает механизмы этого процесса.</p> </div> </div> </div> </div> Анастасия Николаевнa Ковель Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20918 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 «Трудности перевода»: проблема авторства переводных текстов https://phillet.hse.ru/article/view/20919 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье предпринят междисциплинарный подход к анализу проблемы авторства переводных текстов с использованием метода «кейс-стади». Описывается так называемый казус Российского индекса научного цитирования («казус РИНЦ»), случившийся восемь лет тому назад. Конструируется концептуальная аргументация обеих спорящих сторон в пользу при- нятия каждой из них своего решения. В результате выясняется, что стороны по-разному трактуют понятия «автор текста» и соответственно «автор переводного текста». При этом одна трактовка основывается на содержательном (смысловом) подходе, а другая — на формальном (синтаксическом). Оба эти подхода признаются малоэффективными в попытке разрешить спорный казус. Для выхода из сложившейся ситуации в статье формулируется третий — коммуникативный — подход, который обосновывает такой выход из сложившейся ситуации, который выглядит более объективным и потому мог бы устроить каждую из сторон.</p> </div> </div> </div> </div> Сергей Максимович Малков Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20919 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Абдусалам Гусейнов об Александре Зиновьеве https://phillet.hse.ru/article/view/20921 <p>Рецензия.</p> Николай Борисович Афанасов Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20921 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300 Зеркало Гутенберга https://phillet.hse.ru/article/view/20922 <p>Зеркало Гутенберга</p> - - Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/20922 Mon, 18 Mar 2024 00:00:00 +0300