Философические письма. Русско-европейский диалог https://phillet.hse.ru/ <p>Отечественный электронный журнал, в котором на междисциплинарной основе обсуждаются идеи, концепции и проблемные вопросы в рамках русско-европейского диалога.</p> ru-RU philletters@hse.ru (Aнна Доронина) adoronina@hse.ru (Доронина Анна Александровна) Wed, 18 Sep 2024 17:17:25 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Соловьевы: отец и сын. Два гения https://phillet.hse.ru/article/view/22479 <p class="p1">Существуют семьи<span class="s1">, </span>где из поколения в поколение рождались выдающиеся люди<span class="s1">, </span>в дальнейшем ставшие в своих странах значимыми фигурами<span class="s1">. </span>В России <span class="s1">XIX </span>века <span class="s1">— </span>это Аксаковы<span class="s1">, </span>Самарины<span class="s1">, </span>Мечниковы<span class="s1">, </span>Трубецкие<span class="s1">, </span>Чеховы и<span class="s1">, </span>конечно<span class="s1">, </span>Соловьевы<span class="s1">. </span>Автор рассматривает двух русских мыслителей <span class="s1">— </span>великого историка Сергея Михайловича Соловьева и его сына<span class="s1">, </span>философа Владимира Сергеевича Соловьева<span class="s1">. </span>Сам Сергей Михайлович думал о создании христианской философии истории<span class="s1">, </span>частью которой<span class="s1">, </span>по его мнению<span class="s1">, </span>должна стать философия русской истории<span class="s1">. </span>Из всех детей наиболее близким великому историку был его сын Владимир<span class="s1">. </span>И отец мудро прощал выходки молодого пубертанта<span class="s1">, </span>даже когда тот выбросил в сад все иконы<span class="s1">. </span>Будто бы знал<span class="s1">, </span>что сын станет самым крупным религиозным мыслителем России<span class="s1">. </span>Позднее Владимир Сергеевич так объяснил свой мальчишеский бунт<span class="s1">: «...</span>не много нужно ума<span class="s1">, </span>чтобы отвергнуть веру <span class="s1">— </span>я ее отрицал в <span class="s1">13 </span>лет<span class="s1">». </span>Как писали современники<span class="s1">, </span>В<span class="s1">. </span>С<span class="s1">. </span>Соловьев был первым русским действительно самобытным философом<span class="s1">, </span>подобно тому как Пушкин был первым русским народным поэтом<span class="s1">. </span>До Соловьева можно было говорить о немецкой философии<span class="s1">, </span>французской философии<span class="s1">, </span>английской философии<span class="s1">, </span>но применительно к нашей стране <span class="s1">— </span>лишь о философии в России<span class="s1">. </span>После Соловьева возникает и утверждается в результате его работы русская философия<span class="s1">.</span></p> Кантор Владимир Карлович Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22479 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 О трансцендентальности морали https://phillet.hse.ru/article/view/22480 <p class="p1">Едва ли не каждый человек <span class="s1">— </span>сознает он это или нет <span class="s1">— </span>рано или поздно оказывается перед выбором<span class="s1">: </span>принимать мораль как абсолютный императив или же считать ее относительной<span class="s1">. </span>И тогда<span class="s1">, </span>следовательно<span class="s1">, «</span>все по<span class="s1">- </span>зволено<span class="s1">». </span>Но откуда вообще взялось представление о морали как абсолюте<span class="s1">? </span>Автор напоминает<span class="s1">, </span>что еще Кант поставил в центр философской мысли проблему трансцендентального характера морали<span class="s1">. </span>По Канту<span class="s1">, </span>мораль не выводима путем познания реальности этого мира<span class="s1">. </span>Она относится к непознаваемым сферам человечности<span class="s1">, </span>представляя собой<span class="s1">, </span>таким образом<span class="s1">, </span>априорное знание человека о самом себе<span class="s1">. </span>Это значит<span class="s1">, </span>что мораль имеет надприродный характер и ее нужно принимать просто как данность<span class="s1">. </span>Только в таком случае мир может <span class="s1">«</span>очеловечиваться<span class="s1">», </span>а человек выживать в безучастном к нему и жестоком мироздании<span class="s1">. </span>Если же мораль не имеет статуса абсолюта<span class="s1">, </span>ход вещей<span class="s1">, </span>как показывает новейшая история<span class="s1">, </span>приводит к аморализму и нигилизму<span class="s1">, </span>которые вполне способны в итоге погубить мир<span class="s1">. </span>В истории идея сверхприродного морального законодателя воплотилась в религиозные верования<span class="s1">. </span>И хотя историческое христианство во многом утратило свою роль в жизни современного человека<span class="s1">, </span>эта религия в силу своего тринитарного характера<span class="s1">, </span>пусть и оказавшегося в тени обрядности и суеверий<span class="s1">, </span>способна еще сыграть весьма значительную роль в становлении морального образа жизни<span class="s1">.</span></p> Киселев Григорий Сергеевич Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22480 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 Мышление в образах. Мысль и образ в теории символических форм Панофского и Флоренского https://phillet.hse.ru/article/view/22483 <p>Значительная философская традиция делает воображение одной из главных способностей философии, а образы — основным средством метафизического познания. Если в западноевропейской мысли, начиная с Контрреформации, существовало забвение воображаемого, то на христианском Востоке образ в виде икон продолжал символизировать божественную реальность и в то же время обозначать границу чувственного с ним. Платоновская традиция символического образа усиленно возрождается в эстетической и богословской мысли Флоренского, чьи наблюдения и герменевтические анализы, содержащиеся в книгах «Иконостас» и «Обратная перспектива», предполагали концепцию мышления и духовной жизни, тесно связанную с пространственностью и образами. На фоне этой концепции он разрабатывает эстетику Иконы и живописного изображения как символа невидимого метафизического измерения Бытия и отношения, в котором субъект с ним находится. Параллельно герменевтике линейной перспективы Флоренского, развивавшейся на основе философем платоническо-христианского происхождения, в 1920-е годы была разработана другая, параллельная и самостоятельная, основанная на неокантианских концептуальных предпосылках, что привело к публикации «Перспективы как символической формы» Э. Панофского. Хотя на первый взгляд обе точки зрения кажутся трудными для примирения, учиты- вая резкую критику, направленную Флоренским в адрес неокантианства марбургской школы, в этой статье мы покажем, что они приходят к результатам поразительного сходства, хотя и представляют собой непримиримые разли- чия в основополагающих предпосылках их мышления.</p> Пирари Джованни Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22483 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 Революции «праведные и неправедные»: революционные выступления начала 1820-х годов в представлениях А. С. Стурдзы https://phillet.hse.ru/article/view/22484 <p class="p1">Статья посвящена реконструкции взглядов чиновника российского Министерства иностранных дел, грека по происхождению А. С. Стурдзы на революции, произошедшие в Южной Европе в начале 1820-х годов, когда Европу захватила настоящая волна мятежей: в 1820–1821 годах восста- ния вспыхнули в Испании, Италии (Неаполе и Турине), Португалии, Греции. Стурдза, будучи православным консерватором, осуждал любые радикальные перевороты и призывал легитимные европейские правительства выступить совместно против этих революций. Анализ в первую очередь неопубликованных служебных записок Стурдзы показал, что взгляды последнего на восстания в европейских странах значительно различались, и позволил выявить причины этих различий. В статье реконструирована система мер, которые Стурдза предлагал применить для борьбы с революциями, а также выявлено, что его предложения по данному поводу оказали большое влияние на резуль- таты деятельности конгресса великих держав в Троппау и отразились в знаменитом Предварительном протоколе, принятом на этом совещании. Как показывает автор статьи, взгляды Стурдзы на греческую революцию коренным образом отличались от его взглядов на другие восстания. Стремясь добиться того, чтобы Россия, а потом и иные европейские державы оказали помощь грекам, Стурдза выработал целую систему аргументов, целью которой было дока- зать, что греческое восстание — это революция особого рода. Она, по мнению Стурдзы, не только не нарушает права легитимного монарха, но, напротив, представляет собой акт реализации права греков на самозащиту.</p> Чернов Александр Владимирович Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22484 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 Концепция политического мировоззрения А. С. Пушкина (этюд С. Л. Франка «Пушкин как политический мыслитель») https://phillet.hse.ru/article/view/22486 <p>В цикле «Этюдов о Пушкине» С. Л. Франка статья 1937 года о политическом мировоззрении поэта занимает исключительно важное место и необычайно актуальна для нашего времени. Мало кому из пушкинистов удалось последовательно, многослойно, концептуально выстроить политическую биографию Пушкина, а затем систематизировать консервативные и либеральные тенденции в его творчестве с учетом духовного и психологического состояния поэта, не сбиваясь на заведомо идеологическую ангажированность текущего исторического момента. Но вначале, еще в 1933 году, Франк анализировал религиозность Пушкина. Как это и полагается философу и религиозному мыслителю, автор опознал духовный мир поэта во всей его целостности, становлении и развитии, в контрасте противоречивых чувств, «возбуждений» и событий творческой жизни и пришел к пониманию одновременности духовного и политического созревания Пушкина. Анализируемый этюд Франка содержит в себе сложные, до конца не проясненные историками литературы реалии пушкинского текста, в которых (по отношению к ним) просматрива- ется разность подходов дореволюционного и советского пушкиноведения. Это касается текстологических проблем (Франк читает Пушкина, цитирует его по изданиям П. О. Морозова, С. А. Венгерова, В. И. Саитова и свою работу пишет по старой орфографии), датировок, адресатов писем, но самое важное — философ смотрит иначе на привычные вопросы изучения «советского Пушкина»: вольнолюбивые и антирелигиозные мотивы, поэт и царь, Пушкин и декабристы, историзм, народность, царизм и революционное движение. Для Франка на первый план выходят такие понятия, как духовный тип, религиозность, консервативные тенденции, политический радикализм, монархия в народном сознании, государственная зрелость, национально мыслящие историче- ские личности, родовое дворянство, культ домашнего очага, «семейственная неприкосновенность», свобода культурного и духовного творчества.</p> Гапоненков Алексей Алексеевич Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22486 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 «Да и не враги же мы с ним, в самом деле»: к вопросу о религиозно-антропологических противоречиях Н. А. Бердяева и В. И. Иванова https://phillet.hse.ru/article/view/22487 <p class="p1">В статье рассматривается философский диалог двух ключевых фигур Серебряного века — Вяч. И. Иванова и Н. А. Бердяева. Сопоставляются их концепции творчества, взгляды на свободу, человека и религию, сформулированные в доэмигрантский период. На материале двух статей — «Очарования отраженных культур. В. И. Иванов» и «Старая или новая вера?» — реконструируются ключевые точки расхождения религиозно-философских позиций мыслителей и выявляются их основания. Показано, что в период работы над «Смыслом творчества» Бердяев локализовал антропологическую проблему в концептуальных координатах, заданных понятийными парами языческое/христианское и мужское/женское и рассмотрел творчество Иванова и его личность через призму этой парадигмы, сделав вывод о неспособности символиста к религиозной антропологии. Кроме того, в статье проанализирована аргументация Иванова против бердяевского толкования свободы и человека. Делается вывод о том, что полярность позиций Бердяева и Иванова обусловлена разными типами их религиозного мышления и философского мироощущения.</p> Доронина Анна Александровна Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22487 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 Университетская философия при Александре I: от бурного развития до гонений https://phillet.hse.ru/article/view/22488 <p class="p1">В статье проводится анализ развития университетской философии во времена правления Александра I, которая прошла путь от бурного развития в начале его правления и стала претерпевать гонения во второй половине его царствования. В начале своего правления Александр I продолжил ту линию в области образования, которую заложила его бабушка Екатерина II. Но постепенно страхи перед возможной революцией в Российской империи и новой большой войной в Европе побуждали императора и его окружение настороженно относиться к светской философской мысли. Они считали, что идеи мыслителей эпохи Просвещения, их философские построения, основанные не на Святом Писании, спровоцировали революцию во Франции, следствием которой стало кровопролитие в самой Франции и большая война в Европе. В заключительной части статьи показана роль представителей Министерства просвещения, в частности Д. П. Рунича и М. Л. Магницкого, в гонениях на рацио налистическую философию и преподавателей университетов александровской эпохи.</p> Чижков Николай Сергеевич Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22488 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 «Созерцающая способность суждения»: Гёте читает Канта https://phillet.hse.ru/article/view/22489 <p class="p1">На основе анализа маргиналий Гёте в принадлежащем ему экземпляре «Критики способности суждения» (1790), сохранившемся в его архиве в Веймаре, в статье реконструируется основной круг проблем, где явно прослеживается влияние и творческая интерпретация философии природы и эстетики Канта. Переосмысляя идеи и используя его философский инструментарий, Гёте пытается доказать познаваемость целесообразности природы посредством введенного им нового термина «созерцающая способность суждения», нового понимания идеи и художественной символической поэтики.</p> Лагутина Ирина Николаевна Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22489 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 Исследование земель по Вилии и Березине в книгах графов Тышкевичей: формирование региональных культур империи https://phillet.hse.ru/article/view/22490 <p class="p1">В статье обсуждается вопрос о результатах экспедиций по изучению белорусских земель вдоль рек Вилия и Березина, проводимых в 1850-е годы графами Константином и Евстафием Тышкевичами. В памяти жителей прибрежных земель хранились подробности исторической эпопеи 1812 года, устная история передавала подробности гибели армии Наполеона на реке Березине у деревни Студенка. Кроме того, на этих территориях находилось большое количество курганов, и названные историки предполагали найти при раскопках подтверждение связей этих земель с древней европейской цивилизацией. Но экспедиции открыли большое количество принципиально другого материала, что радикально изменило результаты исследовательской работы Тышкевичей. Был открыт глубочайший пласт народной культуры и устной истории, в которой «жили» события минувших войн и других деяний многовековой давности. Это привело к изменению статуса и места фольклорной, этнографической культуры Беларуси, а самое главное — поставило вопросы о роли и месте данной части Российской империи в исторических концептах европейского и российского развития. Обращение к фольклорной традиции в ее песенном и обрядовом вариантах показало исследователям существование особой, отличной от сопредельных культур, народной культуры. Компаративное исследование (сравнение с соседними восточноевропейскими и западноевропейскими культурами) национальных героев и святынь, рассмотрение народной культуры позволило поставить вопрос о существовании и необходимости изучения региональной культуры.</p> Баженова Ольга Дмитриевна Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22490 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 «Не упасть под бременем зол, человека давящих»: молодой М. М. Сперанский в его дневниках, письмах и проповедях (1786–1800) https://phillet.hse.ru/article/view/22492 <p class="p1">Выдающийся государственный деятель Российской империи граф М. М. Сперанский (1772–1839) происходил из низов духовного сословия Владимирской губернии и благодаря своим талантам и трудам сделал впечатляющую карьеру при трех монархах: Павле I, Александре I и Николае I. Тем не менее жизненный путь М. М. Сперанского был сопряжен с глубочайшими катастрофами политического и личного характера. Однако, не будучи физически крепким человеком, М. М. Сперанский мужественно перенес все невзгоды. Его умственный и душевный строй имел очень крепкую духовную основу. Статья касается той эпохи в жизни М. М. Сперанского, когда он еще не увлекся западной мистикой. Получив блестящее по тем временам и преимущественно светское образование в Александро-Невской семинарии, М. М. Сперанский соединил его со своим изначальным умонастроением. Личные письма, дневники и проповеди молодого М. М. Сперанского уже показывают и его блестящую образованность, и глубину личности. В этих документах их автор уже невольно предугадал многое из своего будущего жизненного пути.</p> Гайда Федор Александрович Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22492 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 Несгораемая библиотека Светланы Левит https://phillet.hse.ru/article/view/22493 <p class="p1">Статья посвящена юбилею выдающегося культуролога и философа<span class="s1">, </span>издателя<span class="s1">, </span>энциклопедиста <span class="s1">— </span>Светланы Яковлевны Левит<span class="s1">. </span>Ее талант<span class="s1">, </span>эрудиция<span class="s1">, </span>широчайший научный кругозор позволили ей за <span class="s1">30 </span>лет создать уникальную библиотеку по философии и культурологии<span class="s1">, </span>насчитывающую почти <span class="s1">700 </span>томов<span class="s1">, </span>разбитую на множество серий<span class="s1">, </span>которые в своей сумме составляют современное представление о культуре<span class="s1">. </span>Многие из этих книг впервые переведены на русский язык<span class="s1">; </span>другие <span class="s1">— </span>впервые изданы и прокомментированы<span class="s1">. </span>При этом все эти издания текстологически тщательно подготовлены к печати и сопровождаются строгим научным аппаратом<span class="s1">. </span>С<span class="s1">. </span>Я<span class="s1">. </span>Левит удалось организовать вокруг себя и своего грандиозного проекта неформальный творческий коллектив <span class="s1">(</span>своего рода НИИ<span class="s1">), </span>в котором объединили свои усилия авторы<span class="s1">, </span>редакторы<span class="s1">, </span>переводчики<span class="s1">, </span>текстологи<span class="s1">, </span>библиографы<span class="s1">, </span>верстальщики и т<span class="s1">. </span>д<span class="s1">. </span>Теоретико<span class="s1">-</span>системным <span class="s1">«</span>каркасом<span class="s1">» </span>всего этого библиотечного собрания являются энциклопедии под редакцией Левит<span class="s1">, </span>задающие логику культурологических исследований и в целом культурологии как интегральной гуманитарной науки<span class="s1">.</span></p> Кондаков Игорь Вадимович Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22493 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 После Наполеона: споры интеллектуалов о России в Европе https://phillet.hse.ru/article/view/22494 <p>Обзор на Международную научную конференцию&nbsp;«После Наполеона: споры интеллектуалов о России и Европе» (Москва, 2024).</p> Девликамов Ренард Тимурович Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22494 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300 Зеркало Гутенберга https://phillet.hse.ru/article/view/22496 <p>Зеркало Гутенберга.</p> - -- Copyright (c) https://phillet.hse.ru/article/view/22496 Sun, 15 Sep 2024 00:00:00 +0300