«Вселенская месса» П. Тейяра и «внехрамовая литургия» Ф. М. Достоевского и русских религиозных мыслителей
Аннотация
В статье рассматривается проблема типологического родства между идеями христианского эволюционизма французского ученого, философа, богослова П. Тейяра де Шардена и активно-христианской линией русской мысли конца XIX — первой трети XX века, наиболее тесно связанной с традициями русской литературы, и прежде всего с творчеством Ф. М. Достоевского. Опираясь на свидетельство В. С. Варшавского, утверждавшего, что в эмигрантский период Н. А. Бердяев встречался с П. Тейяром де Шарденом, автор статьи подчеркивает необходимость научных разысканий с целью установления обстоятельств этих встреч, а также намечает линии возможного знакомства эмигрантских религиозно-философских кругов с идеями Тейяра де Шардена. Выявлено, что общей чертой творчества русских мыслителей и французского философа и богослова является стремление к примирению научной и религиозной картин мира, утверждение богочеловеческой активности, антисекулярный пафос. Идея «внехрамовой литургии» Н. Ф. Фёдорова, В. С. Соловьёва, Ф. М. Достоевского и др., предполагающая расширение литургического служения на всё пространство истории и мира, включения в него всех сфер дела и творчества человека, сопоставляется с идеей «Вселенской мессы» П. Тейяра де Шардена, выдвинутой в одноименном мистико-философском этюде (1923). Показано, что в этом этюде, как и в текстах русских религиозных мыслителей, переплетаются религиозно-философское и художественное начала.