Способ увековечивания: видимое и невидимое в визуальном событии

(на материале анализа произведений изобразительного искусства XX в.)

  • Вера Владимировна Калмыкова
Ключевые слова: Вторая мировая война, Холокост, изобразительное искусство, проблема памяти, нейронное, социальное и культурное измерения памяти, факторы формирования памяти, символические медиаторы, эмпатия, соотношение видимого и невидимого в произведении визуального искусства, перцепция, А. Н. Прегель, Л. Г. Саксонов

Аннотация

Способы увековечивания исторической памяти многочисленны, многие из них связаны с документами, их архивным хранением, изучением, опубликованием и популяризацией. Однако можно только желать, чтобы научная работа становилась достоянием читательской массы: как правило, она попадает в поле зрения только узкого круга ученых. К тому же история XX в. особенно ярко показывает, как много спекуляций на историческом материале порождено тенденциозными концепциями и подчинено политической или социальной злобе дня. Вместе с тем культура с древних веков предоставляет возможность увековечить событие в образах искусства, связывая этот процесс с мотивом достижения героем бессмертия или, во всяком случае, обретения второй жизни в памяти поколений. Недавняя история Второй мировой войны также стала темой многочисленных произведений искусства. Один сюжет в ней, а именно Холокост, Катастрофа еврейского народа, также нашел отражение в произведениях изобразительного искусства. Художники Александра Николаевна Прегель (1907–1984) и Лев Григорьевич Саксонов (р. 1929) создали каждый свой образ Холокоста, и кажется, что эти визуальные события способны пробудить зрительскую эмпатию, активизировать перцепцию и тем самым сохранить для поколений эмоциональную значимость давней трагедии. Их произведения анализируются в русле методологии, предложенной феноменологом и теологом Ж.-Л. Марьоном и основанной на анализе соотношения видимого и невидимого в изобразительном искусстве.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Вера Владимировна Калмыкова

К. филол. н., член Союза писателей города Москвы, шеф-редактор журнала «Философические письма: Русско-европейский диалог»

Опубликован
2020-06-21
Как цитировать
КалмыковаВ. В. (2020). Способ увековечивания: видимое и невидимое в визуальном событии . Философические письма. Русско-европейский диалог, 3(2), 147-189. https://doi.org/10.17323/2658-5413-2020-3-2-147-189
Раздел
Вокруг Великой войны: процесс и последствия