Пьер Абеляр в трактовке Георгия Федотова
Аннотация
В центре внимания автора статьи малоизученная книга Г. П. Федотова «Абеляр» (1924). Структурно она состоит из трех частей: «Судьба», «Человек», «Мыслитель», в названиях которых Федотов использовал три фундаментальные универсалии, над чьей сутью сам Абеляр размышлял всю жизнь. Средневековый ученый, как выявил Федотов, определял универсалии как особую форму познания действительности (на основе объединения сходных признаков вещей или общих концептов), существующую в человеческом разуме. Культурные универсалии соотносятся с основополагающими отношениями человека и мира, с опытом его осмысления «внешнего» и «внутреннего» содержания, с попытками определения сил, управляющих миропорядком в целом и человеческим поведением в частности. Русского медиевиста привлекла незаурядная личность французского автора, а в структуре личности такой культурно-психический феномен, как самосознание. В рамках изучения самосознания Абеляра Федотов сосредоточился преимущественно на концепции любви. При этом он рассматривал как доминантные процессы средневековой духовно-культурной истории, так и многообразные индивидуальные свойства конкретного индивидуума. Через кропотливое изучение процессов самоосмысления средневековой личности он стремится определить ее позитивные и негативные черты, дать ей моральную оценку. Наряду с аналитичностью ученого Федотов обладает развитой интуицией писателя, что позволяет ему выявлять как особенности психики своего протагониста, так и стилистическую изысканность его повествования.