«Славянство лишь первое собирание» (Ф. М. Достоевский): идея славянского единства в контексте христианского универсализма

  • Анастасия Георгиевна Гачева ИМЛИ РАН
Ключевые слова: славянский вопрос, русская философия и литература, философия истории, славянское единство, христианский универсализм, всечеловечность

Аннотация

В статье рассматривается трактовка славянского вопроса в той линии русской мысли XIX века, которая связана с идеей оправдания истории, с верой в возможность ее поворота на благие пути, с темой «Царства Божия на земле». Показано, что славянское единство интерпретировалось А. С. Хомяковым, Ф. И. Тютчевым, И. С. Аксаковым, Ф. М. Достоевским, Н. Ф. Федоровым, В. С. Соловьевым в контексте христианского универсализма. Русские писатели и мыслители выводили славянский вопрос за национальные, политические и конфессиональные рамки. Они полагали, что Россия в союзе со славянством призвана воплотить идеал новой всечеловеческой общности, которая будет держаться не «кровью и железом», а любовью и верой. Славянство, по их убеждению, должно утвердить в международных отношениях идеи христианской политики, противопоставив национальному и государственному эгоизму принцип «всеслужения», братства, бескорыстия, жертвенности, а атомарности и раздробленности человечества — модель соборного целого, органически сочетающего личность и общность, национальное и универсальное.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анастасия Георгиевна Гачева, ИМЛИ РАН

Д. филол. н., ведущий научный сотрудник отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН

Опубликован
2020-12-15
Как цитировать
ГачеваА. Г. (2020). «Славянство лишь первое собирание» (Ф. М. Достоевский): идея славянского единства в контексте христианского универсализма. Философические письма. Русско-европейский диалог, 3(4), 81-112. https://doi.org/10.17323/2658-5413-2020-3-4-81-112