Философская теология Ф. Шлейермахера и религиозное реформаторство в произведениях И.В. Киреевского и Ф.М. Достоевского

  • Константин Абрекович Баршт ИРЛИ РАН
Ключевые слова: Ф. Шлейермахер, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский, Ганс-Гольбейн младший, «религия сердца», христология, «арифметика», бесконечное и конечное

Аннотация

В статье рассматривается преемственная связь между философской теологией Фридриха Шлейермахера, прослушавшего его универси-
тетский курс И.В. Киреевского и Ф.М. Достоевского, штудировавшего в начале 1860-х годов труды славянофилов и с особым интересом отнесшегося к двухтомнику И.В. Киреевского (1861). Он упоминает или цитирует практически все его труды на страницах художественных произведений, а также в письмах, критических статьях и «Дневнике писателя». В статье уделяется внимание вопро-
сам христологии у указанных мыслителей, а также проблеме сочетания веры и знания в формировании религиозных воззрений. Автор выдвигает гипотезу о влиянии шлейермахеровской концепции «чувства Бога» на формирование сюжетных линий Зосимы — Алексея Карамазова («Братья Карамазовы»), Рогожина — Мышкина («Идиот»), а также разработанной немецким философом дихотомии «чувство / разум (арифметика)» на внутреннюю коллизию Раскольникова («Преступление и наказание»).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Константин Абрекович Баршт, ИРЛИ РАН

Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Опубликован
2021-03-20
Как цитировать
Баршт, К. А. (2021). Философская теология Ф. Шлейермахера и религиозное реформаторство в произведениях И.В. Киреевского и Ф.М. Достоевского. Философические письма. Русско-европейский диалог, 4(1), 57-79. https://doi.org/10.17323/2658-5413-2021-4-1-57-79