Пиетизм в русской религиозно-философской мысли XVIII–XIX веков
Аннотация
Статья посвящена рецепции пиетизма в русской религиозно-философской мысли XVIII–XIX веков. Пиетизм, возникший как реакция на формализацию протестантизма в XVII веке, выражал стремление людей к личному благочестию, к идеалам раннего христианства. Влияние пиетизма на русскую культуру начинается достаточно рано, в том же XVII веке. В XVIII столетии он укрепляется как благодаря переводам учебной литературы, которые осуществлялись выходцами из Галле, так и личным контактам, а также переводам Иоганна Арндта, Иоганна Герхарда и Филиппа Якоба Шпенера. Они были в ходу в семинариях, а также входили в состав личных и монастырских библиотек. Появлялись религиозные произведения, созданные под влиянием этой традиции (например, «О истинном христианстве» Тихона Задонского). К началу XIX века пиетизм становится важной частью российской религиозной инфосферы; в течение столетия его влияние не ослабевает, однако рационалистическая философия постепенно ограничивает его усиление. Пиетизм актуализируется прежде всего в религиозно-философской традиции, а также в деятельности различных институций, которые занимались духовным просвещением. Среди наиболее последовательных сторонников пиетистской традиции в России можно назвать В. А. Жуковского и А. С. Стурдзу. Но влияние предпиетизма (И. Арндт), пиетизма и германского неопиетизма XIX века можно обнаружить практически у всех русских религиозных философов первой половины XIX века.