Наполеон, Фауст, Гамлет, Христос: проблематика свободы и «личности» в России в 1838 году

  • Федор Александрович Гайда ПСТГУ
Ключевые слова: личность, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, Г. В. Ф. Гегель, Н. М. Карамзин, М. М. Сперанский, А. С. Хомяков

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о соотношении свободы и личностного развития в представлении ряда выдающихся мыслителей России XIX века. Автор показывает, что огромное влияние на формирование соответствующих идей оказывала немецкая философия (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель). Однако вместе с этим имела место рецепция православной аскетической традиции, связанной со сборником «Добротолюбие». В результате формировались различные концепции «личности» (сам этот термин в его современном понимании возник именно в 1830-е годы у рассматриваемых в статье авторов), отразившиеся в публицистике, литературной критике и философских трудах. Автор приходит к выводу, что формирование представлений о «личности» происходило в России именно в контексте вопроса о личной свободе. Ее развитие рассматривалось В. Г. Белинским и М. А. Бакуниным как результат всемирно-исторического прогресса. «Личность» в рамках такого взгляда связывалась с самосознанием и его возвышением. М. М. Сперанский и А. С. Хомяков средоточием человеческого прогресса видели личное совершенствование. В таком случае «личность» воспринималась как «цельное бытие», как человек в целом, а его центром — духовная сфера. Общество рассматривалось как возможность духовного совершенствования личности. Два разных взгляда на «личность» определяли и различные представления о человеческой свободе: она в первую очередь виделась либо условием развития личности, либо условием общественного прогресса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Федор Александрович Гайда, ПСТГУ

Д. ист. н., доцент исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Опубликован
2022-09-16
Как цитировать
ГайдаФ. А. (2022). Наполеон, Фауст, Гамлет, Христос: проблематика свободы и «личности» в России в 1838 году. Философические письма. Русско-европейский диалог, 5(3), 201–218. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/15991