Учение Августина в духовном образовании Российской империи

  • Аркадий Борисович Салахов Институт философии СПбГУ
Ключевые слова: Августин, духовное образование, Феофан Прокопович, переводы, библиотеки, каталоги

Аннотация

Статья посвящена изучению места учения и идей Августина Блаженного в духовном образовании Российской империи. В качестве основного источника исследования используются каталоги библиотек православных духовных академий и семинарий XVIII века — первой половины XIX века. Анализ библиотечных коллекций позволяет определить тот перечень сочинений Августина, который был доступен учащимся и преподавателям духовных учебных заведений. Уже в начале XVIII века труды Августина получили официальное признание: они были рекомендованы в «Духовном регламенте» — ключевом документе для системы духовного образования Российской империи. Во многом это было связано с отношением к идеям Августина Феофана Прокоповича, который создал богословскую систему, пропитанную духом августинизма. Эта система оказала большое влияние на становление отечественной духовной школы в XVIII веке. Однако в библиотеках духовных учебных заведений (за исключением Новгородской духовной семинарии, где хранилась библиотека самого Феофана) сочинения Августина были немногочисленны. Вероятно, именно эта нужда, а также личные мотивы отдельных покровителей, действовавших за стенами духовной школы, но в неразрывной связи с ней, заставили многих выпускников семинарий и академий взяться уже в конце XVIII века за перевод творений Августина и псевдоавгустиновских сочинений. По большей части именно эти издания и пополнили библиотеки духовных учебных заведений, став своего рода первым шагом к академическому изучению наследия Августина во второй половине XIX века.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Аркадий Борисович Салахов, Институт философии СПбГУ

Лаборант-исследователь Института философии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

Опубликован
2023-09-17
Как цитировать
СалаховА. Б. (2023). Учение Августина в духовном образовании Российской империи. Философические письма. Русско-европейский диалог, 6(3), 65-89. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/17920
Раздел
Европа и Россия: парадоксы родства