Выготский: путешествие на Запад
Аннотация
Л. С. Выготский оказал влияние не только на специалистов по психологии развития во всем мире, но и на исследователей из других областей науки, включая философов и когнитивных ученых. Его путешествие на Запад оказалось немного осложнено лингвистическими, методологическими и идеологическими проблемами. Западные специалисты по Выготскому отмечают неточности в английских переводах, вызванные как некомпетентностью переводчиков, так и ошибками советских изданий. Кроме того, большинство комментаторов сосредоточиваются на его теоретическом наследии, в значительной степени опуская солидный корпус его экспериментальных работ. И, наконец, западные читатели, привыкшие к академическим свободам, с трудом понимают места в тексте, в которых академический язык смешивается с идеологическим новоязом, обычно навязываемым исследователям недальновидными диктатурами. В этой статье основное внимание уделяется присутствию Выготского в западной и мировой когнитивной науке. Я надеюсь показать, что, хотя реакция первоначальных адептов символической когнитивной парадигмы не могла не быть отчужденной, более поздние разработки в этой области, такие как коннекционизм, энактивистские подходы и предиктивные теории, сформировали более благоприятное русло для этого притока. Давняя критика Выготского Джерри Фодором, хотя подчас слишком спорная, раскрывает пару реальных проблем в привычной концепции ментального. Исследователи, которых часто называют неовыготскианцами, применяют методологические идеи мыслителя к практическим задачам обучения математике или языкам. «Радикальные» коннекционисты находят новые и интересные аспекты в доктрине интериоризации, в то время как теория обучения посредством практического взаимодействия становится мостом между энактивистами и теоретиками предиктивной обработки. В статье сформулированы два предложения, которые могут помочь в дальнейшем освоении наследия Выготского современными когнитивными школами. Во-первых, предлагается четко различать собственно теорию и онтологию. Это различие, более или менее очевидное в математизированном естествознании, обычно совершенно непрозрачно в качественных теориях , таких как теория Выготского . Между тем , оно могло бы помочь отфильтровать утверждения и гипотезы, которые могут быть опе-рационализированы и проверены на основе экспериментов и вычислительных моделей. Второе предложение представляет собой онтологическую схему вложенных сетей, церебральных и социальных, понимаемых как метасеть, в которой осуществляются распределенные статистические вычисления. Этот взгляд может еще больше прояснить природу и функции человеческого языка.