«Вечное настоящее»: попытка сопоставления христианства и философии сознания
Аннотация
В работе рассматривается вопрос о соотношении христианского учения с современной философией сознания. Говорить об этом можно потому, что в обоих случаях признается существование внеприродных невидимых сил, которые способны придать жизни индивида тот смысл, который и обеспечивает его превращение в человека как такового, то есть в нравственное существо. Христианство — тринитарная религия, в которой догмат о Божественной троице указывает на возможность непосредственной связи человека и Бога, то есть морального законодателя, с одной стороны, и самопостроения человека — с другой. Исторически христианские религии отодвинули трини-тарность на периферию и поэтому не смогли стать существенным фактором в христианизации мира. Философия сознания рассматривает человека как непрерывно самосоздающееся существо, которое достигает этого, соотносясь с идеальными, абстрактными мыслительными структурами. Последние не имеют в нашем мире оснований и представляют то самое априорное знание, на котором строил свою философию Кант. Это знание поверх времени и пространства, которое сопровождает человечество на всем протяжении его жизни. Определяемое философами как Сознание-Бытие, оно представляет собой «вечное настоящее», как писал о нем М. Мамардашвили. Автор приходит к выводу, что на основе выявленной близости христианства и философии может появиться единое надконфессиональное мировоззрение, непротиворечиво сочетающее веру и разум. Однако поскольку человек — существо свободное, необусловленное, такое мировоззрение может и не вызреть.