Технократизм и гуманитарные перспективы будущего человека
Аннотация
Показано, что современная реальность диктует смену приоритетов гуманистических ценностей справедливости, сострадания, сочувствия, альтруизма и т. п. на более прагматичные ценности технократизма. Проведен сравнительный анализ гуманистических подходов к будущему человека, содержащихся в работах академика И. Т. Фролова (1929-1999), и технократического мышления, технократической культуры. Отмечается превалирование в обществе ценностей экономической эффективности, управляемости, технических достижений, заменяемости, безответственности. Человек при этом рассматривается не как личность со своими потребностями и интересами, а как объект манипуляций, как компонент системы. В качестве примера технократического подхода проанализирована программа «великой перезагрузки» мирового порядка Клауса Шваба. Одной из причин широкого распространения технократических подходов является дегуманитаризация образования. Сокращение гуманитарной составляющей высшего образования приводит к сужению кругозора учащихся, упрощению их представлений о мире, культуре и человеке . Показано, что основной целью должна стать именно гуманитаризация образования, то есть освоение студентами знаний о человеке, его месте в природном и социальном мирах , взаимодействии с техникой.