Технократизм и гуманитарные перспективы будущего человека

  • Галина Борисовна Степанова ИФ РАН
Ключевые слова: гуманистические ценности, человек, технократический подход, «великая перезагрузка» Клауса Шваба, гуманитаризация образования

Аннотация

Показано, что современная реальность диктует смену приоритетов гуманистических ценностей справедливости, сострадания, сочувствия, альтруизма и т. п. на более прагматичные ценности технократизма. Проведен сравнительный анализ гуманистических подходов к будущему человека, содержащихся в работах академика И. Т. Фролова (1929-1999), и технократического мышления, технократической культуры. Отмечается превалирование в обществе ценностей экономической эффективности, управляемости, технических достижений, заменяемости, безответственности. Человек при этом рассматривается не как личность со своими потребностями и интересами, а как объект манипуляций, как компонент системы. В качестве примера технократического подхода проанализирована программа «великой перезагрузки» мирового порядка Клауса Шваба. Одной из причин широкого распространения технократических подходов является дегуманитаризация образования. Сокращение гуманитарной составляющей высшего образования приводит к сужению кругозора учащихся, упрощению их представлений о мире, культуре и человеке . Показано, что основной целью должна стать именно гуманитаризация образования, то есть освоение студентами знаний о человеке, его месте в природном и социальном мирах , взаимодействии с техникой.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Галина Борисовна Степанова, ИФ РАН

К. псих. н., старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук (ИФ РАН).

Опубликован
2023-12-15
Как цитировать
СтепановаГ. Б. (2023). Технократизм и гуманитарные перспективы будущего человека. Философические письма. Русско-европейский диалог, 6(4), 224-245. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/18606
Раздел
Методология гуманитарного познания