Скульптуры Лазаря Гадаева: восприятие и творчество

  • Галина Борисовна Степанова ИФ РАН
Ключевые слова: творчество, восприятие, образ, скульптура, замысел, материал, форма, интуиция, когнитивные процессы

Аннотация

Проанализированы проблемы воплощения замыслов Лазаря Гадаева в его скульптурах, а также их восприятия зрителем. Рассмотрены точки зрения Л. С. Выготского, Рудольфа Арнхейма и В. П. Зинченко на природу создания художественного произведения. Выготский отмечал наличие несоответствия, противоречия между материалом и формой, разрешение которого приводит к воплощению замысла автора. Основой творческого акта, по мнению В. П. Зинченко, является мысль, выраженная либо в слове, либо в образе, либо в действии, либо в чувстве. Для художника и скульптора важен образ, который воплощает идею, замысел, иными словами — смысл его произведения. Арнхейм считал, что такие когнитивные процедуры, как интуитивное восприятие и интеллектуальный анализ, в равной степени участвуют в порождении нового, творческом акте, в формировании смысла той или иной ситуации в целом, а также художественного произведения в частности. Показана роль восприятия, формирования образа, визуального мышления, эмоций, переживаний как при создании художественного произведения, так и в процессе его восприятия зрителем.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Галина Борисовна Степанова, ИФ РАН

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук (ИФ РАН).

Опубликован
2024-06-17
Как цитировать
СтепановаГ. Б. (2024). Скульптуры Лазаря Гадаева: восприятие и творчество. Философические письма. Русско-европейский диалог, 7(2), 117-126. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/21803
Раздел
Смыслы творчества скульптора Лазаря Гадаева