О трансцендентальности морали

  • Киселев Григорий Сергеевич
Ключевые слова: мораль, аморализм, цивилизация, безрелигиозность, состояние современного мира

Аннотация

Едва ли не каждый человек — сознает он это или нет — рано или поздно оказывается перед выбором: принимать мораль как абсолютный императив или же считать ее относительной. И тогда, следовательно, «все по- зволено». Но откуда вообще взялось представление о морали как абсолюте? Автор напоминает, что еще Кант поставил в центр философской мысли проблему трансцендентального характера морали. По Канту, мораль не выводима путем познания реальности этого мира. Она относится к непознаваемым сферам человечности, представляя собой, таким образом, априорное знание человека о самом себе. Это значит, что мораль имеет надприродный характер и ее нужно принимать просто как данность. Только в таком случае мир может «очеловечиваться», а человек выживать в безучастном к нему и жестоком мироздании. Если же мораль не имеет статуса абсолюта, ход вещей, как показывает новейшая история, приводит к аморализму и нигилизму, которые вполне способны в итоге погубить мир. В истории идея сверхприродного морального законодателя воплотилась в религиозные верования. И хотя историческое христианство во многом утратило свою роль в жизни современного человека, эта религия в силу своего тринитарного характера, пусть и оказавшегося в тени обрядности и суеверий, способна еще сыграть весьма значительную роль в становлении морального образа жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Киселев Григорий Сергеевич

К. ист. н,, независимый исследователь.

Опубликован
2024-09-15
Как цитировать
Григорий СергеевичК. (2024). О трансцендентальности морали. Философические письма. Русско-европейский диалог, 7(3), 41-58. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/22480
Раздел
Европа и Россия: парадоксы родства