Василий Тёркин — национальный герой России
Аннотация
В статье автор показывает Василия Тёркина как человека, преодолевающего внутренней силой фрустрацию, возникшую у людей в результате невероятной жестокости завоевателей. Великая Отечественная война выросла из европейских войн первой половины ХХ века. Автор полагает, что Германия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне, обложенная контрибуциями, сознательно восстанавливалась как милитаризованная структура англосаксонским капиталом для удара по Советской России, для ее тотального уничтожения. В результате был выращен монстр. Как писал круп- нейший немецкий философ истории и юрист Карл Шмитт, Гитлер — это самое жуткое порождение немецкой англомании. Автор приводит памятку гитле- ровского солдата: «Помни о величии и победе Германии. Для твоей личной славы ты должен убить ровно 100 русских. У тебя нет ни сердца, ни нервов — на войне они не нужны. Уничтожив в себе жалость и сострадание, убивай вся- кого русского; не останавливайся — старик перед тобой, женщина, девушка или мальчик. Убивай!» Этой установке на уничтожение противостояла пози- ция Василия Тёркина — «Ради жизни на земле», позиция выживания. Интересно и важно, что на этой страшной войне не ушло, а стало как бы нормой самоощущения понятие чести, понятие, которое вводил Петр Великий в со- знание русских людей. И Тёркина держит чувство чести. Про А. Т. Твардовско- го говорили, что он ходит между ордером (на арест) и орденом, и книга про Тёркина — «Книга про бойца», — к которой издатели относились скептиче- ски, вдруг получила Сталинскую премию первой степени. «Василий Тёркин» продолжился дантовской по замыслу, да и по исполнению, поэмой «Тёркин на том свете». В конце 1960-х годов на кухне у автора собирались друзья, и он читал вслух «Теркина на том свете». Это был вариант протестного мироощу- щения. Жизненность созданного Твардовским образа бойца оказалась пора- зительной. Замах на дантовский уровень не погубил поэму, а показал ее силу и глубину, глубину созданного образа.