Георгий Гачев как историк русской мысли
Аннотация
В статье впервые предпринята попытка представить Георгия Дмитриевича Гачева как историка русской мысли (по двум изданиям книги «Русская Дума») и охарактеризовать его метод историко-философского обозрения. Гачев рассматривает русскую мысль сквозь свою натурфилософскую («космософскую») концепцию Космо-Психо-Логоса. В связи с этим он выступает как критик историософских концепций российской судьбы. Концептуально важен тезис Гачева о вызревании русской мысли не из конструирования понятий (как на Западе), а из полемико-критической эмоциональности, что обусловливает принципиальную незаконченность русского дискурса. Гачев прочитывает наследие русского религиозного идеализма XIX-XX веков в определенной исторической ситуации, после чудом случившегося в России «пробуждения от морока единозвучия» (выражение из очерка о М. М. Бахтине). При критической ревизии советской истории, состоявшейся в период перестройки, Гачев высказывает идейную солидарность с авторами сборника «Из глубины» (главными пассажирами «философского парохода»), особенно в диагностике отрицательных черт русского характера, навлекших на Россию революцию 1917 года.