Отдельный человек и счастье — доминанты теории искусства Г. Д. Гачева
Аннотация
В статье рассматривается основание теории искусства Г. Д. Гачева — субъективное, личностное, единичное как порождающее начало мысли, в противоположность известной модели безличного текста культуры, вошедшей в обиход позднесоветской гуманитаристики и до сих пор влияющей на понимание закономерностей в истории культуры. Теория искусства Гачева начинается с осмысления единичного и к нему же приходит как к высшей гармонии. Доминантные понятия такой теории искусства — отдельный человек и счастье — координаты, в которых ученый рассматривает движение эстетической мысли. В научной картине мира Гачева первостепенное значение имеет личность исследователя литературы и культуры, его способность к художественной интуиции. Особое внимание уделяется гачевскому пониманию мысли in statu nascendi, ее возникновению под влиянием художественных миров и со-ответствия им. Намечена связь идей Гачева с самыми разными традициями осмысления проблемы истока художественного творения в 1920-1930-е и 1950-е годы (Я. Л. Морено, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Рассматривается проблема художественного творения в его изначальном окружении и в ситуации извлечения из него, ситуации, в которой творение превращается в вещь. Г. Д. Гачев исследовал национальные образы мира in statu nascendi, при этом видел движение культур разных народов к единой судьбе, к «неминуемому», формулируя теорию ускоренного развития. Мысль Гачева развивалась в диалоге с читателем-собеседником и в непосредственной связи с повседневным бытием, в согласии с которым, по мнению ученого, только и возможно подлинное теоретическое усмотрение.