«...И помнится, и мнится»: Декабризм между событием и нарративом как феноменологический разрыв опыта

  • Ирина Федоровна Щербатова ИФ РАН
Ключевые слова: восстание декабристов, нарратив, феноменология опыта, Просвещение, конституционализм, патернализм, самосознание

Аннотация

Статья рассматривает декабризм как феномен исторического сознания, в котором событие утрачивает статус политического факта и превращается в форму переживания свободы. Исследование опирается на феноменологический подход, понимающий историю не как совокупность причин и последствий, а как опыт самопознания субъекта. Под феноменологическим дуализмом здесь понимается несовпадение переживаемого и осмысленного, когда действие и его нарратив принадлежат разным уровням опыта. С одной стороны, это хаотичный политический акт, а с другой — осмысленный постфактум как начало русской революционной практики. Методологически исследование опирается на феноменологию исторического сознания (Э. Гуссерль, Ф. Р. Анкерсмит), где прошлое (опыт) рассматривается не как совокупность фактов, а как поле смыслов, проявляющееся в нарративах. Таким образом, объектом анализа становится не само событие 14 декабря, а способы его данности в культурной памяти и исторических текстах. Сложную архитектонику нарратива 14 декабря образует три основных габитуса — конституционный, революционный и патерналистский. Первый, нацеленный на законность процедуры смены власти, реализуется в концепте Сената. Второй смысловой уровень восстания связан с его революционной сущностью. Третье содержание восстания обусловлено довлеющей включенностью основных его участников в систему ценностей патернализма и просвещенного абсолютизма. Исходная амбивалентность восстания позволяет рассматривать его не только как провал теории, но и как самостоятельный опыт поиска свободы, где актор не столько исходил из кризиса системы, сколько руководствовался представлениями о чести и достоинстве. Восстание 14 декабря предстает как предел рационализма Просвещения, где идеал правовой реформы вступает в противоречие с метафизикой судьбы, а категория законности теряет устойчивость. В этом разрыве обнаруживается рождение нового типа субъектности — личности, осознающей себя не через участие во власти, а через внутренний акт совести. Таким образом, декабризм раскрывается как предельная форма перехода от исторического события к феномену духовного опыта, положившего начало русскому Просвещению как этико-антропологическому проекту.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ирина Федоровна Щербатова, ИФ РАН

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук.

Опубликован
2025-12-15
Как цитировать
ЩербатоваИ. Ф. (2025). «.И помнится, и мнится»: Декабризм между событием и нарративом как феноменологический разрыв опыта. Философические письма. Русско-европейский диалог, 8(4), 72-102. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/30119
Раздел
К 200-летию восстания декабристов