Бакунин и Наполеон III: анархизм против бонапартистской политики
Аннотация
В истории русского анархизма вопрос об отношении к бонапартистской диктатуре и имперской политике тесно связан с такими философскими категориями, как свобода, счастье, человек, общество. Вопрос этот выходит далеко за пределы личностного отношения анархиста к императору, касается двух противоположных политических программ. Но между этими программами, при всей их разнонаправленности, имеются и некоторые сходные черты, определяемые самим духом эпохи: существенное влияние позитивизма, находящее выражение в поклонении науке, приверженность теории прогресса, готовность включить в орбиту своего внимания широко распространенные социалистические идеи. Характерно, что на одном из этапов своего творческого развития Бакунин отнюдь не отвергал полезность для России диктатуры как переходного этапа на пути к анархической федерации. Эта диктатура могла бы стать результатом заговора, под руководством выражающего идеи народа харизматичного лидера, наподобие Пестеля. Впрочем, для Бакунина этот путь — лишь один из возможных в плане движения к подлинной свободе. С Наполеоном III анархист резко расходится в понимании роли государства в истории. С точки зрения императора, государственные рамки стабилизируют общество, предохраняют его от хаоса и распада. Для анархиста они, напротив, великое препятствие на пути человечества к счастью и свободе. Равным образом один считает религию очень полезным в моральном отношении элементом социального бытия, другой полагает ее отжившей свой исторический век. Расхождение двух политических позиций, находящее одно из ярких своих воплощений в отношении к «принципу национальностей», определяется во многом сущностно различной интерпретацией природы социальных законов.