Христианская политика как путь от войны к миру: проблема миротворчества в философии С. Л. Франка
Аннотация
В статье анализируется проблематика мира, войны и примирения в философии С. Л. Франка. Исследуется развитие мысли Франка от либеральной оппозиционности 1904–1905 годов до поздних работ по христианской этике и политике. Последовательно рассматривается его отношение к указанной проблематике в 1904–1905 годах (Русско-японская война), 1914–1915 годах (Первая мировая война), 1917–1925 годах (революция и Гражданская война в России), 1939–1945 годах (Вторая мировая война и завершение периода кризиса европейской культуры 1914–1945 годов). Наибольшее внимание уделяется работам позднего периода: философскому дневнику «Мысли в страшные дни», книге «Свет во тьме» и статье «Христианская совесть и реальная политика». Здесь проблематика насилия, отношения к войне и миру, критика пацифизма, проблема примирения помещаются в контекст онтологии всеединства и творчества, категориального строя христианской этики. Намеченное Франком понимание отношений христианства и политики сопоставляется с концепциями М. Вебера («Политика как призвание и профессия») и И. Ильина («О сопротивлении злу силою»). Далее рассматривается первичная рецепция идей Франка: позитивная — в семье, в переписке и дневниках Василия С. Франка и критическая — со стороны переводчицы его работ Н. Даддингтон. Автор приходит к выводу о наличии в философии Франка двух понятий войны: как предельного проявления духа ненависти и раздора и как вынужденного противостояния организованному насилию в рамках «ограждения мира от зла» и соответствующих им двух представлений о переходе от войны к миру: как простой остановки военных действий и как подлинного примирения через покаяние и взаимное прощение; а также о смысле христианской политики, по Франку, как политики примирения.