Изучение творчества славянофилов в Китае
Аннотация
Философское и литературное наследие русских славянофилов в Китае находится в фокусе внимания китайских исследователей начиная с 1960-х годов. Интерес к русской философии данного направления в китайской науке появился значительно позже, нежели к трудам представителей европейской философии. Обращение в Китае к творчеству славянофилов в определенные периоды имело разные результаты. Цель данного исследования состоит в обобщении итогов полувекового изучения китайскими учеными творчества русских славянофилов. Процесс исследования славянофильства в Китае прошел несколько этапов. На первом этапе, в 1960–1980-е годы, — временя сопротивления проникновению иностранного в китайскую культуру, — китайские исследования имели преимущественно описательный характер. Наибольший интерес вызывали работы Киреевского, связанные с обращением к народному творчеству как основе культуры, но к концу 1980-х годов появилось значительное количество аналитических публикаций, заложивших основы критического осмысления славянофильства как феномена русской культуры. 1990-е годы ознаменовали второй этап изучения творчества славянофилов. Тогда внимание ученых привлекали вопросы дискуссии славянофилов и западников, буржуазной идеологии славянофильства, взглядов славянофилов на крепостное право и самодержавие и др. Третий период изучения славянофильства начался в 2000-х годах. Он характеризуется значительным количеством публикаций и переводов, в которых круг вопросов существенно рас- ширился за счет обращения к философии языка славянофилов, их взглядам на искусство, литературное творчество и др. В целом изучение творческого наследия славянофилов в Китае свидетельствует об интересе ученых к славянофильству как к отражающему мировоззренческие основы российского социума философскому направлению, позволяющему приблизиться к пониманию русского культурного наследия. В то же время нельзя говорить об исчерпывающем изучении русского славянофильства, что оставляет простор для будущих исследований китайских ученых.