«Аюна становится литой»: Миф науки в творчестве Андрея Платонова

  • Кирилл Викторович Забелин МГУ имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: А. П. Платонов, А. Ф. Лосев, миф науки, научная фантастика, относительная мифология, мифология всеединства, позитивизм, символизм

Аннотация

Статья посвящена исследованию мифа науки в творчестве Андрея Платонова. Для выполнения этой задачи автор берет на вооружение концептуальный аппарат, разработанный А. Ф. Лосевым для рассмотрения мифа. С этой целью производится реконструкция взглядов Платонова на бурно и революционно развивающуюся науку 1920-х годов, а также попытка прояснить эволюционирующую мировоззренческую позицию писателя по вопросу отношения к науке. Исследуя платоновскую прозу 1920-х годов, автор намечает конфликт интерпретаций науки и приходит к выводу, что научная деятельность в платоновском универсуме не может быть задана в позитивистских и функциональных терминах, равно как и в терминах социальной прагматики. К концу 1920-х годов, пройдя технократические соблазны, Платонов обращается к проективно-мистическому пониманию науки, которая, в свою очередь, нуждается в соответствующем самопонимании для плодотворного развития. Только в этом случае, согласно интерпретации писателя, прослеживаемой в цикле научно-фантастических произведений 1920-х годов, она будет адекватна задаче, которую предъявляет ей пореволюционная культурно-историческая ситуация. Таким образом, применение лосевского концептуального аппарата на материале ранней прозы Андрея Платонова позволяет обнаружить в дискурсе науки внутренне присущие ему мифологические основания, которые сама наука пытается подать как инородные и дискредитировать. Тем самым знание начинает функционировать в рамках «относительной», редуцированной мифологии, а наука становится нерефлективной в отношении собственных предпосылок. Вопреки подобной самопрезентации науки Платонов стремится учредить научный дискурс как функционирующий благодаря специфически мифологическому, онтогносеологическому субъекту, обладающему большей эпистемической и онтологической мощностью, чем сама наука. Доверие к собственным мифологическим основаниям, которое можно интерпретировать как движение от «относительной мифологии» к «мифологии всеединства», и есть залог полноценного развития тандема «человек — наука» в понимании Платонова.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Кирилл Викторович Забелин, МГУ имени М. В. Ломоносова

Аспирант кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Опубликован
2025-12-15
Как цитировать
ЗабелинК. В. (2025). «Аюна становится литой»: Миф науки в творчестве Андрея Платонова. Философические письма. Русско-европейский диалог, 8(4), 291-317. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/30163