Г. В. Флоровский в Софии и Праге: ревизия основ философии и богословия (1920–1926)
Аннотация
Анализируя, как складывались философские и богословские взгляды Г. В. Флоровского (1893–1979), автор отмечает особое значение того периода в жизни мыслителя, который связан с его пребыванием в Софии и Праге. Здесь Флоровский последовательно выступил против двух течений русской мысли: евразийства и европеизма. В статье показано, что основы мировоззрения Флоровского были заложены еще в России, однако в полной мере проявились именно в первые эмигрантские годы (1920–1926). Он стал ярким представителем поколения 1910-х гг. — последнего сложившегося в старой России и встретившего ее падение вполне самостоятельным, но в полной мере раскрывшимся уже после революции. Большое влияние на взгляды Флоровского оказала философия славянофила И. В. Киреевского. В центре философских и богословских построений Флоровского оказалась идея личности, ее свободы и ответственности. Проблематика общества, народа, истории рассматривалась через эту призму. Разрыв с евразийцами был обусловлен другим взглядом на роль религии, чем в евразийстве: там, по мнению мыслителя, православие воспринималось лишь как элемент русской культуры, а дух (притом что высшее проявление личности для философа — ее духовная жизнь) подменялся этнографическими особенностями. Европеизм, по мысли Флоровского, обернулся в России утопической попыткой применить по отношению к человеческой личности и обществу методы естественных наук и уйти от проблемы личной ответственности в истории. Подобные взгляды были характерны для Флоровского и в последующем, когда он стал известным православным богословом.