Подражание Чаадаеву: письмо пятое
Аннотация
Сопоставлены две типологически близкие версии экзистенциализма — философия М. М. Бахтина и воззрение Ж.-П. Сартра. Их роднят изначальная феноменологическая установка и пафос десубстанциализации бытия, заменяемого событийностью. В центре обоих секулярных учений — свободный поступок личности, ответственной за свое место в мире, оба опираются на повседневный, прозаический экзистенциальный опыт человека. Однако сартровский и бахтинский варианты философской антропологии существенно разнятся. «Несчастное сознание» человека у Сартра по сути воспроизводит черты внутреннего мира героя повести Достоевского «Записки из подполья», тогда как в раннем бахтинском учении о человеке сохранилась память о христианской традиции и высокой этике Канта. Но поздний, 1960-х гг., Бахтин приходит к этическим выводам, близким Сартру, в своих представлениях о «карнавализованном диалоге». В связи с рецепцией Бахтиным и Сартром творчества Достоевского поставлена проблема «Достоевского-духовидца»: этот образ был создан герменевтикой Серебряного века и подхвачен Бахтиным.