Г. Г. Шпет: знание о человеке как междисциплинарная проблема в контексте европейской философии
Аннотация
В статье рассматривается проблематика знания о человеке как целостности в философии Густава Густавовича Шпета (1879–1937) в процессе включения им в свои исследования разных гуманитарных дисциплин и предметных областей философского знания. Вхождение в новый синтез начала ХХ века, центрирующийся вокруг феномена человека, определилось, с одной стороны, разработкой Шпетом собственной методологической позиции по вопросу о логических основаниях исторического знания, где большое внимание было уделено критическому анализу традиций и школ европейской философии от XVIII до начала XX века; с другой стороны, выработкой аргументации, связанной с развитием психологии, ее статусом, методами и местом в истории научного знания о человеке, а также ее возможностями в практическом знании как эмпирической науки, так и социогуманитарной предметности, с перспективами педагогических исследований, искусства как знания человека, языка и проч. К началу 1920-х годов полученные Шпетом научные результаты по этим двум направлениям позволили представить мощный проект «научной философии», легший в основу руководимого им Института научной философии (1921–1923). Небольшое время, которым он располагал как руководитель, оставило в архивах планы и такие тематические повороты, которые в последующие годы Шпет разрабатывал в собственных исследованиях как самостоятельные предметности, но скрепленные целостным пониманием человека.