«Воля к жизни среди всеобщей воли к жизни»: Альберт Швейцер о связи мышления и культуры
Аннотация
Статья посвящена анализу концепции философии культуры Альберта Швейцера. Понимая культуру как движение к совершенствованию и прогрессу, философ отмечает различие в проявлениях самого прогресса и его значимости в познании, социальной и внутренней (личной) сферах. Он является не только закономерным процессом, но и отражением принятого способа мышления, на основании которого формируется мировоззрение. Историкофилософское исследование общества и анализ его кризисного состояния приводят к выводу, что духовная составляющая является основообразующей — она обеспечивает непосредственное понимание жизни, определяет этические идеалы и способ взаимодействия человека с миром. Оторванность мышления, которая выражается в познании исключительно внешнего мира и ослеплении научно-технологическим развитием, оказывает негативное влияние на систему социальных, политических, экономических, личных отношений, ценностей и на возможности реализации способностей — от индивидуальных до общечеловеческих. Движение к цельной культуре возможно через обновление мышления, которое Швейцер определяет как элементарное. Основанное на идее благоговения перед жизнью, оно способствует самосовершенствованию личности, а также свободе и ответственности в принятии решений. Его укрепление и распространение возможны через практическое и деятельное участие и внутреннее принятие ценности жизни, этичного и гуманистического чувства и формирование нового типа отношений.