О прагматике консенсуса Яна Амоса Коменского
Аннотация
В статье рассматривается прагматика консенсуса в творчестве Яна Амоса Коменского. В первой части «Порядок круга» сравниваются три изобразительные работы Коменского из раннего романа «Лабиринт мира», школьного учебника «Видимый мир в картинках» и теоретической работы «Общая триада». Знаменитый рисунок «Лабиринта мира» изображает запутанный городской пейзаж в замкнутом круге и символизирует хаотичную жизнь человека после падения и вавилонской путаницы языков. Дидактическая эмблема к «Видимому миру в картинках» показывает мир в гармонии с Божьей волей. Абстрактная схема в «Общей триаде» визуализирует связи между вещами (res), мыслями (mens), языком (lingua) и рукой (manus). Они образуют стабильный и универсальный порядок, в котором мысли, язык и действие взаимосвязаны в триадическом отношении. Особенно рисунок лабиринта и схема в теоретической работе «Общая триада» выстраивают контраст между хаосом и порядком. Во второй части «Прагматика консенсуса» показано, что, по мнению Коменского, цель и долг философа и педагога — излечить нездоровую реальность общения. Это должно быть сделано на основе нормативных правил гармоничного и эффективного общения. Эти правила разработаны Коменским в его знаменитой «Общей консультации по улучшению всего человеческого». в его знаменитой «Общей консультации по улучшению всего человеческого».