О гуманизме и свободе. Странствия во временах
Аннотация
К гуманизму и свободе в истории человечества ведет не широкая столбовая дорога, а тяжкая кремнистая тропа. В России она чревата ухабами, возникающими от внутренних бунтов из-за не слишком эффективного устройства жизни народа, вроде долголетия крепостного права или работы под руководством системы ГУЛАГ. Путь осложняли провалы от революций, Гражданской, а также мировых войн. История формировала в Отечестве своеобразное сознание, характерное для разных исторических времен. В нем могут уживаться святость с богоборчеством, аскетизм с нестяжательством и казнокрадством — как и у рядового чиновника, так и у представителя верховной государственной власти. Подлинный гуманизм и стремление к свободе должны быть движением к общечеловеческим ценностям, но мы смотрим на мир через призму собственных (социальных, экономических, политических и др.) интересов и убеждений. Искомое общечеловеческое начало может теряться в тумане возможных двойных стандартов — «свой» и «чужой». Научным дисциплинам, в частности, психологии и социологии, следует преодолевать их негативное влияние. Для этого, кроме всего прочего, следует понять и актуализировать роль личности в истории.
Гуманизм, свобода и личность тесно взаимосвязаны. Имеется в виду личность в ее интимном, внутреннем и общественном, социальном измерениях. С личностью связаны гуманизм и главные из свобод — свобода мысли и творчества. Свободу мысли должна контролировать логика, или формы логики, тогда как свободу творчества надо подчинить общечеловеческой морали, хотя сегодня это кажется утопией. Но в другом случае формы свобод могут произвести много антигуманного. Нужно новое, глобальное мышление. Иначе человек, как и прежде, будет тратить огромные средства и привлекать лучшие инженерные и научно-теоретические умы для создания оружия самоуничтожения. Человек отыскал много высоких истин и смыслов, создал много полезного для жизни, сотворил культуру, но он же создает угрозы своему существованию. Страстью человека всегда была жажда потребления. Но вследствие этой страсти сегодня в биосферу выбрасывается большое количество отходов производства (диоксид углерода), что ведет к стремительной деградации среды обитания, глобальному потеплению, к весьма вероятным мировым катаклизмам — с весьма печальными для сапиенсов последствиями. Сокращаются запасы питьевой воды, вырубаются и горят «легкие планеты» (леса), снижается количество видов растений, животных, пресноводных и морских рыб и др. Человеку необходимо спасаться от себя самого.