А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства

  • Маргарита Алексеевна Пилюгина ИФ РАН
Ключевые слова: А. А. Богданов, ценности, общество, класс, пролетариат, культура, искусство

Аннотация

Статья посвящена анализу культуры в трудах А. А. Богданова. Показано, что она выполняет функцию создания, укрепления и передачи ценностей и смыслов, где определяющей оказывается классовая организация общества. Помимо концептуализации и осмысления пролетарской культуры как системы социальных и идеологических ценностей, Богданов рассматривал вопрос о содержании и развитии культуры, который был крайне актуален в условиях формирования нового общества. В связи с начальным этапом становления и осознания пролетариата как ведущего и самостоятельного субъекта культурной и политической жизни одной из проблем мыслитель определял отношение к предшествующей традиции. Для обеспечения переходного периода необходимой являлась возможность наследия, использования идей и произведений, подтверждающих задачи и направление «Великой революции». Такая работа должна была осуществляться критически и избирательно и не означала создания единой, универсальной культуры. Анализ классических, буржуазных произведений осуществлялся прежде всего в просветительских целях, его результаты были призваны демонстрировать и подтверждать преимущества коллективистских, товарищеских ценностей. Особое значение Богданов отводил вопросам не столько распространения политических идей, сколько воспитания и образования. Определение общего социально-культурного контекста отвечало на вопрос, какие культура и искусство должны быть у пролетариата.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Маргарита Алексеевна Пилюгина, ИФ РАН

К. филос. н., научный сотрудник сектора методологии междисциплинарных исследований человека Института философии Российской академии наук.

Опубликован
2022-12-15
Как цитировать
ПилюгинаМ. А. (2022). А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства. Философические письма. Русско-европейский диалог, 5(4), 233-244. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/16444