Либеральная теология Альберта Швейцера в диалоге культур

  • Ирина Федоровна Щербатова ИФ РАН
Ключевые слова: либеральный протестантизм, историческая теология, культурпротестантизм, этика, эстетизм, русская религиозная философия, А. Швейцер, А. Гарнак, А. Ричль, К. Барт, С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн

Аннотация

Теолог, гуманист и философ Альберт Швейцер рассматривается как представитель либерального протестантизма, методология которого основывалась на рациональной экзегетике. Несмотря на динамичное состояние доктрины либеральной теологии, в целом она оспаривала авторитет догматов, ставила в центр историческую личность Иисуса и его этическое учение. В условиях кризиса Церкви и культуры конца XIX — XX века либеральный протестантизм стремился возродить религиозное чувство путем «очищения» христианства от позднейших догматических интерпретаций и влияния греческой философии. В историко-теологических исследованиях Швейцер объяснял поступки Иисуса его включенностью в систему позднеиудейских эсхатологических взглядов и верований, придавая, таким образом, решающее значение фактору мировоззрения изучаемой эпохи. Значимые для либеральной теологии проблемы соотношения научного-исторического и религиозного подходов к христианству и влияния греческой философии на первоначальное христианство представляли значительный интерес и для религиозно-философского дискурса в России, который, в частности, нашел отражение в критике русскими философами взглядов А. Гарнака, учителя Швейцера. В свой первый период эволюции научных взглядов — период исторической теологии — Швейцер сформулировал принцип единства религии и этики. Перемены в мировоззрении общества в результате Первой мировой войны обнажили уязвимое место либерального протестантизма — неспособность научно-исторического подхода раскрыть феномен Богочеловечества. Попытки либеральных теологов, и в частности Швейцера, соединить проте- стантизм с современной культурой в рационально толкуемом христианстве с середины 1910-х годов рассматривались уже как разрушающий религиозные основы культурпротестантизм, на фоне которого возродился интерес к догматике и экзистенциальному восприятию религии (К. Барт). В статье проводится мысль о том, что позиция Швейцера отличалась определенной диалектичностью. Этикоцентризм Швейцера помог ему уйти от крайностей историцизма, а его историзм был практически растворен в этике христианской любви и сострадания, которая в результате определила жизненный выбор и самого Швейцера. Принцип единства религии, этики и культуры ляжет в основу культурологии Швейцера уже во второй период его научной деятельности, когда он сформулирует главную причину упадка духовной культуры — доминирование эстетизма над этическими ценностями.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ирина Федоровна Щербатова, ИФ РАН

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук.

Опубликован
2025-06-16
Как цитировать
ЩербатоваИ. Ф. (2025). Либеральная теология Альберта Швейцера в диалоге культур. Философические письма. Русско-европейский диалог, 8(2), 100-124. извлечено от https://phillet.hse.ru/article/view/27312
Раздел
К 150-летию Альберта Швейцера