Homo Religiosus Федора Достоевского: Между Sacrum и Profanum, Россией и Европой

  • Мариан Брода Лодзинский университет
Ключевые слова: Достоевский, Россия, Европа, homo religiosus, посткантиан- ская теоретическая перспектива, постулативный статуc концепции

Аннотация

Одной из ключевых точек отсчета в процессе мировоззренческого самоопределения Федора Достоевского всегда оставалась Европа. Без учета характера, значения и эволюции его отношения к Европе становится невозможным описание и толкование общей динамики развития мысли и позиции Достоевского, а также предлагаемого им историографического восприятия истории России и истории мира. Все они предполагали (типичную для религиозного мышления) трехфазную концептуализацию времени, охватывающую: 1) первичное единство; 2) состояние отчуждения и внутреннего раскола, а также 3) вторичное, зрелое единство. Автор рассматривает обоснованность понимания и толкования интеллектуальной идентичности и позиции Достоевского в категориях homo religiosus. Чтобы как можно более полно идентифицировать структуры и эволюцию его мысли, следует использовать познавательные возможности, создаваемые посткантианской теоретической перспективой. В предлагаемом подходе, избегая онтологизации объяснительных схем, можно не только более адекватно определить статус России и Европы в понимаемой писателем перспективе русско-общечеловеческого осуществления, но также идентифицировать фактически постулативный статус концепции Достоевского, являющийся своеобразным соответствием кантовских постулатов практического разума.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Мариан Брода, Лодзинский университет

Dr hab., профессор гуманитарных наук. Факультет международных и политических исследований. Лодзинский университет, Польша.

Опубликован
2021-03-20
Как цитировать
Брода, М. (2021). Homo Religiosus Федора Достоевского: Между Sacrum и Profanum, Россией и Европой. Философические письма. Русско-европейский диалог, 4(1), 26-56. https://doi.org/10.17323/2658-5413-2021-4-1-26-56