Homo Religiosus Федора Достоевского: Между Sacrum и Profanum, Россией и Европой
Аннотация
Одной из ключевых точек отсчета в процессе мировоззренческого самоопределения Федора Достоевского всегда оставалась Европа. Без учета характера, значения и эволюции его отношения к Европе становится невозможным описание и толкование общей динамики развития мысли и позиции Достоевского, а также предлагаемого им историографического восприятия истории России и истории мира. Все они предполагали (типичную для религиозного мышления) трехфазную концептуализацию времени, охватывающую: 1) первичное единство; 2) состояние отчуждения и внутреннего раскола, а также 3) вторичное, зрелое единство. Автор рассматривает обоснованность понимания и толкования интеллектуальной идентичности и позиции Достоевского в категориях homo religiosus. Чтобы как можно более полно идентифицировать структуры и эволюцию его мысли, следует использовать познавательные возможности, создаваемые посткантианской теоретической перспективой. В предлагаемом подходе, избегая онтологизации объяснительных схем, можно не только более адекватно определить статус России и Европы в понимаемой писателем перспективе русско-общечеловеческого осуществления, но также идентифицировать фактически постулативный статус концепции Достоевского, являющийся своеобразным соответствием кантовских постулатов практического разума.